Основные направления реализации национальной инициативы "Наша новая школа" в Алатырском районе

Сегодня на пленарном августовском совещании нам предстоит обсудить проект Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». В основу его положены предложения Дмитрия Анатольевича Медведева, высказанные в ежегодном послании Федеральному Собранию. По итогам обсуждения нам нужно внести свои замечания, предложения в Департамент государственной политики в образовании Минобрнауки России, поэтому я надеюсь на активное и полезное обсуждение сегодняшних проблем. В прошлом году мы с вами  обсуждали базовые параметры модернизации школы. Её  главным результатом должно стать  соответствие школьного образования  целям опережающего развития. На основе  этих предложений будет подготовлена Национальная образовательная стратегия – инициатива «Наша новая школа» и её составляющими станут пять направлений.

            1. Первое направление – обновление образовательных стандартов. Постепенное их обновление должно начаться уже с 1 сентября этого года. Задача новых стандартов состоит в том, что дети уже в школе должны получить возможность раскрыть свои способности, ориентироваться в высокотехнологическом конкурентном мире. Требования к результатам должны включать не только знания, но и умения их применять. В число требований входят и компетентности, связанные с идеей опережающего развития, все то, что понадобится нашим детям и в дальнейшем образовании, и в будущей взрослой жизни. Эффективное  внедрение новых образовательных стандартов невозможно без адекватной обратной связи – системы оценки качества образования. В районе оценке качества знаний учащихся в последние годы уделяется достаточно серьезное внимание. Это внутришкольная и муниципальная оценка качества образования, ЕГЭ, общественно-профессиональная экспертиза. На итоговой конференции мы не можем обойти вниманием ЕГЭ – как главный показатель труда каждого педагогического коллектива. Все выпускники района (119) преодолели минимальный порог по математике (21 балл). Средний балл по району 47,95 (по республике 51,8). Выше республиканского показателя сумели  добиться учителя математики Сойгинской, Алтышевской и Ахматовской средних школ. По русскому языку с минимальным порогом 37 баллов, не справилось 3 учащихся, правда, на повторном экзамене в Чебоксарах они получили положительные баллы. Выпускники Алтышевской, Сойгинской, Ахматовской, Чуварлейской, Атратской, Кувакинской, Кирской  школ получили средний показатель выше республиканского.

            В текущем году 117 учащихся сдавали экзамены по выбору.  Хороший показатель по сравнению с прошлым годом. Выше среднереспубликанских показателей район имеет по таким сложным предметам, как  физика, информатика, литература, география.

            Особо следует отметить успешную сдачу ЕГЭ по физике учащихся Сойгинской средней школы средний балл 74 (учитель Кондратьев Сергей Васильевич). Вместе с тем ниже республиканских у нас показатели по таким предметам, как история, обществознание, химия и биология. Причём  по биологии из года в год показатели низкие, есть, о чём задуматься нашим биологам!

            Второй год  в школах района проводится ЕМЭ для учащихся 9-го класса. Хорошие результаты по математике показали учащиеся Сойгинской, Алтышевской, Чуварлейской средних школ, Кувакинской гимназии, Сурско-Майданской  основной школы. По русскому языку отличились учащиеся Первомайской, Алтышевской, Сойгинской средних, Алтышевской основной школ. По выбранным предметам отличные знания получили учащиеся  Кувакинской гимназии, Первомайской средней школы, Алтышевской, Восходской основных школ. Требования к структуре образовательных программ предполагает установление соотношения частей образовательных программ, в том числе соотношение обязательной части школьной программы  и части, формируемой участниками образовательного процесса, т.е. родителями и учащимися. Это означает, что помимо обязательных занятий, должны значительно расшириться занятия по выбору. Немалую роль здесь приобретает внеаудиторная занятость детей: кружки, секции, творческие объединения. Отрадно, что наш ресурсный центр МОУ « Алтышевская СОШ» в числе 20 школ республики вошёл в инновационный эксперимент по обучению старшеклассников по индивидуальным образовательным программам.

            Вторым направлением проекта является система поддержки талантливых детей. Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождение в течение всего периода становления личности. В рамках данного направления в районе  уже многие годы функционируют школьные и районные олимпиады, творческие конкурсы, ученические конференции, отработка механизма учёта индивидуальных достижений обучающихся (ученические портфолио). Старшие школьники используют очные и заочные школы будущих абитуриентов при вузах.

            Несомненно, что данная работа даёт  положительные результаты. С каждым годом растёт число учащихся, желающих принять участие в олимпиадах, интеллектуальных состязаниях. Немалую роль здесь играют грантовые поддержки: Президентские стипендии, гранты главы администрации. Например, в районных олимпиадах приняло участие 695 учащихся, определено 187 призеров. Лидерами в течение многих лет являются учащиеся Алтышевской средней школы 46 призовых мест, 28 мест - Сойгинская средняя школа, Ахматовская средняя школа - 24 места. Достойно выступили учащиеся Новоайбесинской, Чуварлейской, Кувакинской и Алтышевской основной школ. 30 учащийся принимали участие в республиканских олимпиадах и этот год можно считать удачным для нас: есть призовые места: 1 место по мордовскому языку (Алтышевская основная школа, учитель Долгова Ирина Викторовна.); 2 – место по экологии (Сойгинская СОШ, учитель Чернова Тамара Александровна); 3 место по биологии (Ахматовская СОШ, учитель Емельянова Нина Ивановна); 4 место по географии (Первомайской СОШ, учитель Воробьева Раиса Викторовна); 5 место по технологии (Первомайская СОШ, учитель Белоусов Юрий Григорьевич); 6 место по литературе и 7 место по русскому языку ученик (9 класса, Алтышевской СОШ, учитель Сульдина Нелли Александровна); 7 место по математике (11 класс, Алтышевская СОШ, учитель Горбунова М.Н.); 7 место по географии (11 класс, Алтышевская СОШ, учитель Ефимова Татьяна Александровна); 8 место по ОБЖ (Алтышевская СОШ, учитель Жуков Алексей Николаевич); 8 место по химии (10 класс, Сойгинская СОШ).

            Это говорит о том, что наши дети и педагоги могут конкурировать с самыми элитными школами республики. Радует то, что наши дети и педагоги много и результативно участвуют в различных интеллектуальных, художественных мероприятиях дополнительного образования. В 8 районной ученической конференции исследовательских работ приняло участие 74 учащихся, что значительно больше предыдущего года. В республиканской биологической олимпиаде «Живая природа» учащиеся Междуреченской и Кувакинской школ заняли  1 и 2 места, (руководители Кусакина Лариса Александровна и Царькова Жанна Тельмановна). В республиканском детском экологическом форуме «Зеленая планета - 2009», в различных номинациях 1 место занял Шумилов Артем из Первомайской средней школы; 2 место Чернова Катерина из Сойгинской средней школы; 1 место Юртаева Мария  из Староайбесинской средней школы. В республиканском экологическом фестивале «Рука об руку с природой» победу одержали ребята Чуварлейской средней школы, (руководитель Слепова Ирина Николаевна); 3 место в республиканском конкурсе  декоративно – прикладного творчества «Адрес детства – Россия» заняла Сергеева Ольга Кувакинская гимназия, участница школьной компании «Мягкая игрушка», её работа была представлена на всероссийской выставке – конкурсе.  С 23 на 10 место мы поднялись и в финальной юнармейской игре «Зарница». Представляли район учащиеся Алтышевской основной школы (руководители Савина Марина Михайловна, Вельдяева Ирина Александровна). И это только малая часть достижений наших педагогов и учащихся (можно ознакомиться на сайте).  

            Работая и поддерживая талантливых детей, мы не должны забывать и о детях с ассоциативным поведением. Они требуют к себе заботы и внимания. К сожалению, более часты, стали случаи их отторжения от школы. У нас есть случаи, когда 14 летние подростки в место того, чтобы сидеть за партой едут на заработки в Москву, или в середине учебного года отправляются путешествовать. В районе растёт число неблагополучных семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. И такие семьи  выявляют не классные руководители, а органы опеки и попечительства или прокуратура. Это говорит о том, что мы не всегда выполняем свои прямые должностные обязанности.

            Третье направление – развитие учительского потенциала. Необходимо внедрить систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации, а также для пополнения школ новым поколением учителей, в том числе, как отметил Дмитрий Анатольевич Медведев, не обязательно с педагогическим образованием, любящих и умеющих работать с детьми.  В районе немало внимания уделяется работе с педагогическими кадрами. С целью морального стимулирования  проводились профессиональные творческие конкурсы «Учитель года». Победителем которого стала молодой педагог из Алтышевской средней школы Кипкаева Татьяна Николаевна.

«Самый классный классный». Победителями стали Куманейкина Надежда Александровна Алтышевская СОШ, Шиблева Елена Валентиновна Чуварлейская СОШ, Угоднова Наталья Николаевна (Сойгинская СОШ)  она стала участницей республиканского конкурса и вышла в финал.

            В мае текущего года состоялся уже ставший традиционным районный праздник День работников образования, на котором чествовались  победители творческих конкурсов, педагоги, подготовившие призёров районных олимпиад. В последние годы в районе сложилась определенная система переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. За последние 5 лет курсы повышения квалификации прошло 153 педагога, что составляет 57% от общего количества учителей. Более 80% педагогов прошли курсы из Иваньково-Ленинской, Новоайбесинской средних и  Алтышевской  основной школ. Самые низкие показатели в Сурско-Майданской, Явлейской основных и Кирской средней школах. Низкий показатель и у руководителей школ и детских садов – 22%.

5 педагогов из Кувакинской гимназии, благодаря выигранному гранту, прошли курсы в академии повышения квалификации в Москве. 

Ещё одним стимулом качественного педагогического труда является аттестация педагогических и управленческих кадров. В Главную аттестационную комиссию в текущем году поступило 55 заявлений от педагогических и руководящих работников: из них 5 заявлений на высшую, 29 на первую, 21 на вторую. На сегодня 16 педагогов района имеют высшую категорию, 68 – первую, 82 – вторую. Лучшие показатели в Алтышевской основной и средней и Ахматовской школах, худшие в Междуреченской и Восходской школах.

            К стимулам качественного учительского труда следует отнести и механизм внедрения новой системы оплаты труда педагогов. Зарплата может и должна зависеть от качества и результатов педагогической деятельности, оцененной с участием школьных управляющих советов. Нормативно – подушевое  финансирование не позволило у нас в районе значительно повысить заработную плату учителей. И всё же у нас есть примеры в школах, где есть дети, педагоги с высшей категорией, с хорошей стимулирующей оплатой получают от 12 до 14 тысяч рублей, и руководители школ за руководство и учебную нагрузку получают более 20 тысяч рублей. К сожалению, учительство района потихоньку стареет. Средний возраст педагогов 45 лет, а притока молодых педагогов практически нет. В этом году был заключён всего лишь  один контракт с педуниверситетом на обучение нашего выпускника. На это руководителя школ и педагогическим коллективам следует обратить особое внимание.

            Четвертое направление – современная школьная инфраструктура. Облик школы, как по форме, так и по содержанию должен значительно измениться. Школа должна стать центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом. В последние годы руководителями школ и дошкольных учреждений многое делается по улучшению облика образовательных учреждений, благоустройству территорий. Добрых слов здесь заслуживают такие руководители, как Канова Ирина Васильевна Она поставила задачу обустроить школьное пространство и из полуаварийного здания сумела с помощью школьного сообщества создать авторскую школу и участвовать во всероссийских конкурсах. Директор Ахматовской СОШ Бугрова Наталья Викторовна преобразила запущенное трёхэтажное здание в комфортный, уютный школьный дом с  благоустроенной территорией. Много делают для поддержания чистоты и порядка, благоустройства руководители Кувакинской, Алтышевской, Иваньково-Ленинской, Первомайской, Староайбесинской, Новоайбесинской средних, Алтышевской и Сурско-Майданской основных школ. Изменился и облик наших детских садов и игровых площадок, особенно Алтышевского детского сада «Солнышко», Октябрьского детского  сада «Колобок», Восходского детского сада «Ромашка», Чуварлейского детского  сада «Колокольчик», дошкольной группы при Новоайбесинской СОШ, Ахматовской СОШ, здесь с помощью родителей оборудованы хорошие детские   площадки. Постепенно идет переоснащение школ техническими средствами, учебно – наглядными материалами. Всего  в этом году Президентом ЧР были вручены сертификаты на 2,5 млн. руб. В этом году выделены муниципальные средства в размере 400 тыс. рублей на приобретение ТСО. Но каждому педагогу, руководителю нужно твёрдо усвоить, что все мы должны работать на развитие своего образовательного учреждения, участвуя в соискании грантов, в республиканских и всероссийских конкурсах. Примеры положительные у нас в районе есть (Долгова Ирина Викторовна, Алтышевская СОШ, Кувакинская гимназия), хотя в целом наше участие в различных грантах в этом году следует признать неудовлетворительным. В развитии школьной инфраструктуры всё же главную роль играет внутреннее содержание, удовлетворение разнообразных запросов родителей и учащихся в дополнительном образовании. Следует постоянно привлекать родителей в проведение внеклассных мероприятий, школьных праздников. Может, стоит возобновить практику школ выходного дня.

            Пятое направление проекта – здоровье школьников. Именно в школьный период формируется здоровье  человека на всю последующую жизнь. Многое здесь зависит от семейного воспитания, но, учитывая, что дети проводят в школе значительную часть дня, заниматься их здоровьем должны, в том числе и педагоги. Данная проблема многогранная, давно уже широко обсуждается, но помимо обсуждений нужны кардинальные меры по качественной организации сбалансированного горячего питания, медицинского обслуживания. Конечно, качественно кормить детей на 10-15 рублей в день невозможно. Идти по пути резкого удорожания блюд тоже нельзя, так как много детей вообще откажутся от питания. Поэтому наш муниципалитет, один из немногих в республике берет расходы на содержание пищеблоков, оплату коммунальных затрат и производит оплату работникам столовой, благодаря этому мы и держим самые низкие цены за обеды в республике. Школы района активно работают над развитием здоровьесберегающих технологий. Это и профилактика  здорового образа жизни, предупреждение вредных привычек, проведение месячников «Молодежь против наркотиков», уроки физического воспитания, большая внеурочная работа, как по линии ДЮСШ, так и по дополнительному образованию. Конечно, всё это в значительной степени влияет на улучшение здоровья детей. Вместе с тем, пока не снижается число подростков, употребляющих табачные изделия, есть случаи употребления спиртного, несмотря на строгие запретительные меры. Сегодня важно перейти от одинаковых для всех требований к состоянию здоровья и, соответственно, одинаковых для всех  обязательных занятий к индивидуальным программам развития здоровья школьников. Практика индивидуального обучения, изучение предметов по выбору, общее снижение аудиторной  нагрузки – позитивно скажется на здоровье школьников. Следующий важный момент – пробудить в детях желание самим заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учёбе, в выборе учебных курсов по интересу и склонностям. Насыщенная, психологически комфортная, интересная и увлекательная школьная жизнь станет важнейшим условием формирования здорового образа жизни.

            В заключение хочется сказать несколько слов и о дошкольных учреждениях. Всего на территории   Алатырском районе проживает   88 9  детей дошкольного возраста. Детские сады посещают 343 ребенка дошкольника,  что составляет 39%.  В 2009 году 4 дошкольных учреждения получили лицензии и прошли процедуру государственной аккредитации (не имели 8 лет).

            Хорошая посещаемость  в Миренском, Кирском, Чуварлейском детских садах в Новоайбесинских дошкольных группах.  Следует отметить, что все дошкольные учреждения хорошо подготовлены к новому учебному году. Проведен косметический ремонт во всех учреждениях.  На игровых площадках появились тропинки здоровья, зоны песка и воды, новые беседки и качели, оборудование, изготовленное из природного материала и многое другое.  В большинстве дошкольных учреждений  района разработаны программы по здоровьесбережению дошкольников, проводятся спортивные праздники, районная «Малышиада», дни здоровья. В Восходском детском саду «Ромашка» практикуется Час двигательной активности, в Алтышевском детском саду «Солнышко» реализуется программа «Неболейка», в Чуварлейском  и Октябрьском детских садах «Здоровячок», проводятся закаливающие процедуры, ведется мониторинг здоровья.

            В дошкольном образовании проблемными вопросами являются: низкий процент (38%) охвата детей дошкольного возраста образованием, за что нас критикует республика, и  мы надеемся на помощь глав поселений в этом вопросе. Одна из проблем – низкая посещаемость детских садов, особенно с селе Стемассы, Атрать. Из-за этого мы за полугодие  освоили  всего лишь 54% федеральных средств на выплату компенсаций родителям. Недостаточным является и уровень образования педагогического персонала детских садов. Данные показатели в наступающем учебном году должны быть улучшены.

            Я поздравляю всех присутствующих с наступающим новым учебным годом. Желаю всем позитивного настроения, плодотворной и результативной работы на благо образования района.