Компьютер - друг или враг?

Бурное развитие компьютерных технологий в последние годы накладывают определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, применение компьютерных технологий оказывает большое влияние на воспитательное пространство детей и подростков. А создание воспитательного пространства - это необходимое условие становления личности ребенка не только в стенах образовательного учреждения, но и за его пределами.

   С целью выявления особенностей отношения подростков к новым информационным технологиям и наличия компьютерной зависимости специалистами Центра психолого – медико - социального сопровождения «Поиск» был проведен опрос школьников по анкете «Место информационных технологий в жизни детей и подростков».
   В анкетировании приняли участие 542 учащихся 6 - 11 классов из 12 общеобразовательных учреждений Алатырского района.
   В опросе был затронут ряд аспектов, которые в определенной степени позволили охарактеризовать особенности отношения респондентов к новым информационным технологиям. Это место компьютера, телевидения, мобильного телефона в структуре досуга подростка; влияние регулярного пользования современной техникой на здоровье школьников.
   Педагоги Центра выяснили, что из опрашиваемых детей 52% имеют компьютер. Из них 54% проводят за ним от 1 до 2 часов в день; 20% - от 2 до 4 часов и 1% - от 4 до 10 часов в сутки.
   При работе за персональным компьютером у 27% школьников устают глаза; 10% респондентов не придают этому значение.
   Данные многих исследований говорят о том, что компьютер влияет не только на физическое здоровье детей и подростков, но и оказывает влияние на их психическое состояние здоровья. Результаты анкеты показали следующее: 87% учащихся знают какую угрозу представляет компьютер здоровью; 8% опрашиваемых считают, что никакого влияния на их здоровье он не оказывает; 4% детей не задумывались над этим вопросом.
   Активно играют на компьютере в игры 23% ребят. Кстати, сама по себе игра (в том числе компьютерная) прекрасна. Это способ самоутверждения, крайне необходимый для становления личности подростка. И то, что она занимает важное место в жизни детей, нормально. Но беда в том, что многие (21%) «заигрываются», не умея отстраниться от игры. Опаснее всего игра для тех подростков, у которых в жизни нет других интересов. С легкостью могут оторваться от игры 76% респондентов. Компьютер может заменить прогулку для 38% учащихся. Тринадцать процентов ребят пребывали в плохом, раздраженном настроении, не могли ничем заняться, если был сломан компьютер. В ответ на запрет сидеть за компьютером конфликтовали 23% опрашиваемых.
   Для подростков ведущей деятельностью является интимно - личностное общение со сверстниками. Согласно этому 85% учащихся предпочитают общаться «с другом наяву» и лишь 15% - по электронной почте.
   В настоящее время не только компьютер является причиной изменения структуры досуга детей и подростков, телевидение по - прежнему занимает большую часть свободного времени респондентов. Учащихся привлекают просмотры фильмов: сериалы (26%), комедии (22%), боевики (10%), фантастика (9%), ужасы (4%), детективы (2%); спортивные передачи (15%), мультфильмы (11%), познавательные (7%), развлекательные (6%),  музыкальные (6%) программы; выпуски новостей (5%) и интеллектуальные игры (3%).
   Таким образом, в нашем обществе дети и подростки в значительной мере усваивают роли и правила поведения из сюжетов компьютерных игр, телевизионных передач, фильмов и других средств массовой коммуникации. Символическое содержание, представленное в этих медиа, оказывает глубокое воздействие на процесс социализации, способствуя формированию определенных ценностей и образцов поведения.
   Полученные данные анкетирования доведены до заместителей директоров школ по воспитательной работе с целью рассмотрения на классных часах и родительских собраниях.