Масштабы распространения табакокурения среди подростков огромны. В связи с этим возрастает актуальность поиска эффективных медико-социальных и педагогических технологий ограничения табака.
Специалистами Центра психолого – медико - социального сопровождения «Поиск» при управлении образования администрации Алатырского района составляется план профилактических мероприятий на 2010 год, задачей которого при выполнении является инициирование в образовательных учреждениях работы с учащимися по профилактике и предотвращению табакокурения.
К сожалению, не всегда проводимая большая по объему работа бывает достаточно эффективной.
Информация воспринимается человеком через все формы чувств. В том числе, по данным психологов, через слух - 11%, через зрение - 83%. Кроме того, информацию нужно не только воспринять, но и запомнить и усвоить. Действует простое правило: чем больше органов чувств мы задействуем, тем большее количество информации запоминаем. В среднем у нас в памяти остается из того, что мы: прочитали - 10%; услышали и увидели - 50%; услышали - 20%; сами сказали - 70%; увидели - 30%; сами сделали - 90%.
Любая информация затрагивает личный опыт человека, вызывает определенные, связанные с этим опытом чувства и получает соответственное толкование. Этот процесс определяет реакцию слушателя.
Следовательно, при проведении мероприятий, направленных на профилактику табакокурения и пропаганду здорового образа жизни, необходимо учитывать особенности восприятия, чередовать применяемые методы, обеспечить максимальную наглядность информации.
Наиболее действенным являются те профилактические мероприятия, где дети являются не пассивными слушателями, а активными участниками процесса коммуникации. Эффективность данных мероприятий повышается, если они проводятся с участием родителей учащихся.