Первый раз в первый класс

И. КИРИЛЛОВА, директор Центра психолого-медико-социального сопровождения «Поиск».
Специалистами Центра психолого-медико-социального сопровождения «Поиск» совместно с районным педиатром МУ «ЦРБ Алатырского района» организуются выезды в населенные пункты с целью обследования детей 6-7-летнего возраста на готовность к школьному обучению. Обследовано 122 будущих первоклассника из 12 сёл.
Родителей детей волнует вопрос о критериях готовности их воспитанников к школе.
Первый и один из самых важных элементов - саморегуляция. Примерно к 7 годам у ребенка формируется совершенно новый механизм психики - появляется умение осознанно управлять своим поведением. Психологи также называют это произвольностью. Данный механизм необходим для обучения в школе. Ведь ребенку придется контролировать себя, начиная от запоминания неинтересных ему вещей, заканчивая тем, что нужно дождаться, пока тебя спросит учитель.
Именно произвольности чаще всего не хватает первоклассникам-шестилеткам. Развивать этот механизм довольно сложно. Он, что называется, должен созреть.
Диагностируя школьную готовность, специалисты Центра всегда уделяют внимание мотивации. Лучшим мотивом для успешности обучения является интерес к учебе, к получению новых знаний. Однако, этот мотив встречается в шести-семилетнем возрасте не так часто.
Сложнее, если ребенок в школу идти не хочет. Чем бы это ни было вызвано, на первых порах такое негативное отношение может серьезно сказаться на эффективности обучения. Важно разобраться в причинах и сформировать позитивное отношение к его новой роли, к школе в целом.
Еще один компонент- социальная готовность. Она означает готовность ребенка вступать в отношения с другими людьми: со сверстниками и взрослыми (педагогами).
Для того чтобы успешно учиться, ребенку необходим определенный уровень развития познавательных функций - памяти, внимания, мышления, речи. Но это не самый главный компонент готовности к обучению. Развивать познавательные функции при подготовке к школе нужно через игру. При подготовке к школе нужно уделить внимание здоровью ребенка.
У будущего школьника в режиме дня обязательно должны быть оздоровительные процедуры - он должен много гулять, заниматься спортом, больше времени проводить на природе.
Хотелось бы, чтобы родители больше прислушивались к рекомендациям психологов, проводящих тестирование при приеме в школу. Специалисты Центра не только оценят уровень развития различных компонентов готовности к школьному  обучению, но и подскажут, какая система обучения больше подходит ребенку.