Роль учителя в инновационном развитии образования

Сегодняшняя педагогическая конференция проводится в Год учителя, поэтому хочется отступить от традиционного отчёта по итогам учебного года, тем более, что публичный отчёт управления образования будет выставлен на сайте и с ним можно будет познакомиться каждому педагогу, родителям, учащимся. В сегодняшнем докладе хотелось бы уделить главное внимание развитию учительского потенциала, поговорить о нашем вкладе в инновационное развитие образования района, о наших нерешенных и возникающих проблемах.
         Учительство Алатырского района всегда отличалось профессионализмом, устойчивыми традициями, преданностью своей профессии. Мы гордимся тем, что среди нас трудились и продолжают трудиться: 6 Заслуженных учителей Чувашии, 9 Почётных работников образования России, 7 отличников народного образования, 10 педагогических работников награждены Почётной грамотой Министерства образования России.
         Сегодня в 18 общеобразовательных учреждениях района трудится 229 педагогов, за последние 5 лет в силу демографических причин произошло снижение педагогических работников на 85 человек. Положительные изменения произошли в профессиональном уровне педагогов. 200 педагогов имеют высшее образование, 29 среднее специальное. Следует отметить в этом отношении положительную работу Чуварлейской, Сойгинской, Кувакинской, Алтышевской средней и Сурско-Майданской основной школ, где все педагоги имеют высшее образование. Педагоги района в последние годы более заинтересованы в повышении собственной квалификации. Только в текущем учебном году 32 педагога подали заявления в аттестационную комиссию с целью определения уровня профессиональной компетентности. 30 аттестующихся набрали необходимое количество  баллов на соответствие категории. Сегодня 16 педагогов района имеют высшую, 75 – первую, 58 – вторую  квалификационные категории. Лучшие показатели здесь имеют Алтышевская средняя школа – 90%. Алтышевская основная школа  - 85%, Ахматовская, Сойгинская, Иваньково-Ленинская школах – 75%. Всего лишь 27% учителей имеют категории в Восходской, 33% в Междуреченской школах. В последние годы в районе наметилась тенденция старения педагогических кадров. Например, средний возраст педагога в 2009 году был 48 лет. Самые возрастные коллективы у нас в Атратской, Сойгинской, Кувакинской школах. Активную работу по обновлению педагогических коллективов ведут руководители Ахматовской, Алтышевской, Староайбесинской школ. Отрадно, что в этом году в педагогические коллективы района влилось 7 молодых учителей. И всё же 97 педагогов в районе предпенсионного возраста и руководителям, педагогическим коллективам необходимо готовить себе достойную замену, направляя способных выпускников в педагогические ВУЗы.
         От качественного труда педагогов напрямую зависят качественные результаты школьников. Одной из форм мониторинга качества знаний детей являются единые государственные экзамены для выпускников школ. Из 84 выпускников сдавали экзамены в форме ЕГЭ – 83. Самый положительный момент – все 84 выпускника успешно сдали экзамены и получили аттестаты о среднем образовании.  Наиболее качественно и успешно сдавали ЕГЭ учащиеся Ахматовской СОШ, на всех экзаменах основных и по выбору (кроме химии) они показали результаты значительно выше республиканских. Отличные результаты показали выпускники Сойгинской СОШ (все результаты выше республиканских). Чуварлейская СОШ по 5 предметам результаты выше республиканских. Наоборот низкие баллы показали учащиеся Кирской, Стемасской, Новоайбесинской школ, Кувакинской гимназии. В результате чего все показатели, кроме литературы (64,67 баллов) у нас в районе ниже республиканских. Большой проблемой в районе является профильное обучение старшеклассников. По сути, выпускники, получающие профильное образование, готовятся к поступлению в ВУЗы, должны выбрать данные предметы на экзаменах и успешно сдать их. На самом же деле ровно всё наоборот. Лишь 11% выпускников выбрали профильные предметы для сдачи ЕТЭ, и получили средние баллы на экзаменах не только ниже средних республиканских, но и ниже чем средние баллы по району. Здесь напрашиваются неутешительные выводы:
1) у педагогов не хватает необходимой квалификации для преподавания профильных предметов;
2) профили используют для дополнительной нагрузки педагогам и навязываются детям без учёта их интересов;
3) невозможна в условиях малокомплектной школы организация профильного обучения.
Выход один: в республике идёт эксперимент по индивидуальным образовательным программам для старшеклассников, в эксперименте участвует и Алтышевская СОШ, другим школам следует изучить опыт работы по индивидуальным профилям в малочисленных классах.
         4-й год в районе проводятся экзамены за курс основной школы в форме единого территориального экзамена с участием единой территориальной комиссии. Лучших результатов по математике добились учащиеся Сурско-Майданской (5,0), Ахматовской (3,9), Кувакинской, Сойгинской, Чуварлейской, Междуреченской школ (3,8), худшие показатели – Новоайбесинской, Инваньково-Ленинской, Явлейской, Кирской школ (не более 3,3). По русскому языку хорошие результаты в Сурско-Майданской (4,3), Алтышевской СОШ, Чуварлейской, Сойгинской, Первомайской, Кувакинской гимназии, Ахматовской школ. Худшие – Кирская СОШ (2,8), Миренская, Новоайбесинская, Атратская, Иваньково-Ленинская, Явлейская (не более 3,3 балла). 194 выпускника основной школы также сдавали экзамены по выбору в форме ЕТЭ. Здесь результаты в основном положительные от 3,5 и выше.
         В районе  имеется немало положительных примеров по развитию индивидуальных образовательных траекторий одаренных учащихся, что выражается в успешной подготовке детей к республиканским и районным олимпиадам. 
         На протяжении последних 5 лет лидерами по работе с одаренными детьми неизменно являются коллективы Алтышевской, Ахматовской, Сойгинской средних, Алтышевской основной школ. В последние годы есть у нас небольшие достижения на республиканском уровне. Например, в этом году Призёров республиканских олимпиад подготовили: Долгова И.В учитель мордовского языка Алтышевской ООШ (1 место); Чернова Т.А. учитель Сойгинской СОШ – 3 место по экологии; Белоусов Ю.Г.  – 3 место по технологии Первомайская СОШ, 4 места заняли учащиеся Кувакинской и Алтышевской СОШ по обществознанию и технологии (учителя Тренюшева Тамара Муратовна и Иванова Светлана Ивановна). Управлению образования, информационно-методическому центру необходимо детально изучить опыт по подготовке одаренных детей в вышеназванных школах, организовать на их базе стажёрские площадки, районные «точки роста», изучить их опыт работы на методических объединениях.
         Во многом успешность обучения, высокие результаты связаны с непрерывным образованием педагога, систематической работой над повышением квалификации. За 2009 – 2010 учебный год курсы повышения квалификации прошли 18 учителей – предметников, 4 директора школы, 2 заместителя директора. Проблемные семинары посетили 47 человек. 18 педагогов прошли заочно – дистанционное обучение по пакету стандартного базового программного обучения. По данным нашего мониторинга из 229 педагогов своевременно прошли курсовую переподготовку 159, 70 педагогам необходимо пройти курсы повышения квалификации в предстоящие два года.
         Невозможно дальнейшее развитие образования без инновационного подхода к обучению, развития передовых образовательных технологий. Практически каждое учебное заведение района успешно применяет проектное, исследовательское обучение. На прошедшем в районе конкурсе научно-практических работ учащихся интересные исследовательские работы были представлены учащимися Кувакинской, Стемасской, Атратской, Алтышевской средних и основной школами. Успешно усваивают методики дискуссий, диалогов учащиеся Алтышевской, Кувакинской, Чуварлейской школ. В последние годы многие школы успешно развивают информационно-коммуникационные технологии, для этого есть все возможности. Школы в достаточном количестве оснащены компьютерами, мультимедийным оборудованием, есть доступ в Интернет, созданы школьные сайты. К сожалению, в районе только  3 учителя имеют свои сайты, тогда как в республике есть районы, где собственные сайты имеют до 75% педагогов.
         Особо хочется остановиться на проблеме участия школ, учителей и учащихся в различных конкурсах. Участие, а тем более победы, дают не только моральное удовлетворение, сейчас это поощряется материально. Яркий тому пример – Алтышевская средняя школа, которая участвовала в соискании республиканского гранта инновационных образовательных учреждений и стала победителем в номинации «Развитие учительского  потенциала», выигранные средства (250 тыс.руб.) пойдут на повышение квалификации педагогов, укрепление материально – технической базы школы. Мы провели мониторинг участия школ в конкурсах различного уровня. К сожалению, педагоги и учащиеся в истекшем году не участвовали во всероссийских конкурсах. Наиболее активными были такие коллективы, как: Чуварлейская, Кувакинская, Алтышевская, Ахматовская, Первомайская, Сойгинская, Кирская, Алтышевская основная школы. Вместе с тем педагоги Миренской, Сурско-Майданской, Явлейской школ не приняли участие ни в одном профессиональном конкурсе. Самым массовым по количеству участников стал конкурс «Самый классный классный», в нем приняли участие 46 педагогов, т.е. каждый третий классный руководитель. Победителем конкурса стала Баканова О.Н. из Чуварлейской СОШ. Она представляла район на республиканском этапе.
         В Кувакинской гимназии был проведён профессиональный конкурс «Фестиваль уроков истории и географии», победителем стала Ефимова Т.А. (Алтышевская СОШ). В конкурсе «Учитель года» приняло участие 9 педагогов. Победителем его стала учитель начальных классов Чуварлейской СОШ  Киляшова Надежда Кирилловна.
         В районе был разработан план мероприятий посвященный Году учителя. На базе  Староайбесинской СОШ в январе текущего года состоялось его торжественное открытие, на котором присутствовали руководители школ, педагоги, ветераны педагогического труда, представители общественности. В апреле ФСК «Мечта» прошли соревнования по волейболу среди учительских команд. В соревнованиях приняло участие 11 команд. Такие коллективы, как Первомайская СОШ, Алтышевская СОШ прибыли на соревнования в полном составе.
         В мае в Алтышевской СОШ состоялся IV районный День работников образования, на котором победители и призеры районных профессиональных конкурсов получили дипломы и подарки.
         Отрадно, что в Год учителя активизировалась работа с молодыми педагогами района. Возобновил работу Совет молодых педагогов, которым руководит учитель английского языка Алтышевской СОШ Кипкаева Т.Н. В дни зимних каникул на базе Алтышевской СОШ была проведена познавательно – развлекательная программа «Мозаика личности», в которой приняло участие 17 молодых педагогов. Молодой педагог заместитель директора по воспитательной работе Первомайской СОШ  Ишлинская Наталья Анатольевна приняла участие в республиканском конкурсе профессионального мастерства работников сферы государственной молодёжной политики. 4 молодых педагога летом приняли участие в молодёжном образовательном форуме «МолГород-2010».
         Качество и результативность педагогических работников во многом зависит от разумного стимулирования и материальной заинтересованности педагогов, 3 года район работает по новой системе оплаты труда. И педагоги, имеющие хорошие результаты в учебной и воспитательной работе с детьми, согласно разработанным критериям получают существенные надбавки из стимулирующего фонда. К примеру, размер таких надбавок у некоторых у некоторых успешно работающих учителей составляет более 5 тыс. рублей в месяц. В среднем же по району ежемесячные стимулирующие выплаты составляют 2016 рублей в месяц. А стимулирующий фонд составляет 28%, что является одним из самых лучших показателей в республике. Заслуживает внимания и одобрения, и подражания опыт работы со стимулирующим фондом Сойгинской средне школы. Часть стимулирующего фонда (примерно 25%) здесь оставляют на разовые премии педагогам, добившимся со своими воспитанниками побед на олимпиадах, интеллектуальных состязаниях. Может быть и поэтому сойгинцы ежегодно находятся в числе лидеров на олимпиадах не только районного, но и республиканского уровня. Хотя у нас есть и отрицательные примеры, когда некоторые руководители школ равномерно распределяют баллы среди педагогов, чтобы никого не обидеть. Конечно, такие выплаты никак нельзя назвать стимулирующими. В среднем же заработная плата педагогов в районе на сегодня составляет 10260 рублей, это ниже республиканского показателя. Хотя в Кувакинской, Сойгинской, Ахматовской школах средние выплаты выше республиканских, благодаря тому, что руководители школ проводят разумную кадровую политику  педагоги этих школ имеют хорошую квалификацию, образование, стаж, учебную нагрузку, оптимизирован численный состав педагогов.
         В дошкольном образовании в истекшем учебном году было уделено особое внимание выполнению приоритетных направлений развития образовательной системы. Для этого были выделены следующие задачи:
·        повышение качества дошкольного образования;
·        обеспечение инновационного развития;
·        прогнозирование и определение перспектив развития ДОУ.
         Хочется отметить, что в последние годы дошкольные учреждения преобразились как внутренне, так и внешне. Изменилась предметно-развивающая среда во многих учреждениях. Особенно плодотворно работают в этом направлении Чуварлейский, Алтышевский, Восходский, Октябрьский, Стемасский детские сады. Много сил, фантазии затратили на оформление игровых площадок в Восходском, Алтышевском, Октябрьском, Стемасском дошкольных учреждений, Новоайбесинской СОШ.
         Постепенно улучшается качественный состав педагогов. Из 26 воспитателей 9 за последние годы прошли курсы повышения квалификации, 13 педагогов имеют квалификационные  категории. В этом году ещё 4 воспитателя подали заявления на получение квалификационных категорий. Вместе с тем в дошкольном образовании существует ещё немало проблем. В районе по – прежнему низкий охват детей дошкольным образованием 38%. Низок процент (9%) педагогов имеющих высшее профессиональное образование. В дошкольных учреждениях недостаточно внедряются эффективные технологии по развитию дошкольника. Не во всех ДОУ ведётся углубленная работа по обновлению содержания игровой деятельности, доминирует субъектно – объективная модель взаимодействия взрослого с детьми. Для более активного перехода в режим развития детского сада необходимо провести качественный мониторинг готовности к инновационной деятельности, шире внедрять передовые образовательные технологии.
         В заключении хочется сказать о подготовке образовательных учреждений к новому учебному году, так как все присутствующие имеют к этому отношение. Комиссионно все школы и дошкольные учреждения были обследованы и приняты в августе текущего года. Впервые за последние годы осуществлялся капитальный ремонт 3-х образовательных объектов. Только из муниципального бюджета на эти цели было выделено более 4 млн. рублей. Было привлечено более 500 тысяч внебюджетных средств, хочется поблагодарить всех руководителей, педагогов, родителей, учащихся за качественную своевременную подготовку объектов образования. Комиссия отметила особо хорошую подготовку таких учреждений, как: Первомайской, Староайбесинской, Алтышевской, Кирской, Ахматовской средних, Алтышевской, Восходской, Явлейской основных школ, из дошкольных учреждений самая большая работа по оформлению помещений, благоустройству территорий, приобретению мебели оборудования была проделана  в МДОУ «Чуварлейский детский сад «Колокольчик», «Стемасский детский сад «Малыш». Хорошее положение в «Алтышевский детский сад «Солнышко», «Октябрьский детский сад «Колобок», «Восходский детский сад «Ромашка».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Сегодняшняя педагогическая конференция проводится в Год учителя, поэтому хочется отступить от традиционного отчёта по итогам учебного года, тем более, что публичный отчёт управления образования будет выставлен на сайте и с ним можно будет познакомиться каждому педагогу, родителям, учащимся. В сегодняшнем докладе хотелось бы уделить главное внимание развитию учительского потенциала, поговорить о нашем вкладе в инновационное развитие образования района, о наших нерешенных и возникающих проблемах.
         Учительство Алатырского района всегда отличалось профессионализмом, устойчивыми традициями, преданностью своей профессии. Мы гордимся тем, что среди нас трудились и продолжают трудиться: 6 Заслуженных учителей Чувашии, 9 Почётных работников образования России, 7 отличников народного образования, 10 педагогических работников награждены Почётной грамотой Министерства образования России.
         Сегодня в 18 общеобразовательных учреждениях района трудится 229 педагогов, за последние 5 лет в силу демографических причин произошло снижение педагогических работников на 85 человек. Положительные изменения произошли в профессиональном уровне педагогов. 200 педагогов имеют высшее образование, 29 среднее специальное. Следует отметить в этом отношении положительную работу Чуварлейской, Сойгинской, Кувакинской, Алтышевской средней и Сурско-Майданской основной школ, где все педагоги имеют высшее образование. Педагоги района в последние годы более заинтересованы в повышении собственной квалификации. Только в текущем учебном году 32 педагога подали заявления в аттестационную комиссию с целью определения уровня профессиональной компетентности. 30 аттестующихся набрали необходимое количество  баллов на соответствие категории. Сегодня 16 педагогов района имеют высшую, 75 – первую, 58 – вторую  квалификационные категории. Лучшие показатели здесь имеют Алтышевская средняя школа – 90%. Алтышевская основная школа  - 85%, Ахматовская, Сойгинская, Иваньково-Ленинская школах – 75%. Всего лишь 27% учителей имеют категории в Восходской, 33% в Междуреченской школах. В последние годы в районе наметилась тенденция старения педагогических кадров. Например, средний возраст педагога в 2009 году был 48 лет. Самые возрастные коллективы у нас в Атратской, Сойгинской, Кувакинской школах. Активную работу по обновлению педагогических коллективов ведут руководители Ахматовской, Алтышевской, Староайбесинской школ. Отрадно, что в этом году в педагогические коллективы района влилось 7 молодых учителей. И всё же 97 педагогов в районе предпенсионного возраста и руководителям, педагогическим коллективам необходимо готовить себе достойную замену, направляя способных выпускников в педагогические ВУЗы.
         От качественного труда педагогов напрямую зависят качественные результаты школьников. Одной из форм мониторинга качества знаний детей являются единые государственные экзамены для выпускников школ. Из 84 выпускников сдавали экзамены в форме ЕГЭ – 83. Самый положительный момент – все 84 выпускника успешно сдали экзамены и получили аттестаты о среднем образовании.  Наиболее качественно и успешно сдавали ЕГЭ учащиеся Ахматовской СОШ, на всех экзаменах основных и по выбору (кроме химии) они показали результаты значительно выше республиканских. Отличные результаты показали выпускники Сойгинской СОШ (все результаты выше республиканских). Чуварлейская СОШ по 5 предметам результаты выше республиканских. Наоборот низкие баллы показали учащиеся Кирской, Стемасской, Новоайбесинской школ, Кувакинской гимназии. В результате чего все показатели, кроме литературы (64,67 баллов) у нас в районе ниже республиканских. Большой проблемой в районе является профильное обучение старшеклассников. По сути, выпускники, получающие профильное образование, готовятся к поступлению в ВУЗы, должны выбрать данные предметы на экзаменах и успешно сдать их. На самом же деле ровно всё наоборот. Лишь 11% выпускников выбрали профильные предметы для сдачи ЕТЭ, и получили средние баллы на экзаменах не только ниже средних республиканских, но и ниже чем средние баллы по району. Здесь напрашиваются неутешительные выводы:
1) у педагогов не хватает необходимой квалификации для преподавания профильных предметов;
2) профили используют для дополнительной нагрузки педагогам и навязываются детям без учёта их интересов;
3) невозможна в условиях малокомплектной школы организация профильного обучения.
Выход один: в республике идёт эксперимент по индивидуальным образовательным программам для старшеклассников, в эксперименте участвует и Алтышевская СОШ, другим школам следует изучить опыт работы по индивидуальным профилям в малочисленных классах.
         4-й год в районе проводятся экзамены за курс основной школы в форме единого территориального экзамена с участием единой территориальной комиссии. Лучших результатов по математике добились учащиеся Сурско-Майданской (5,0), Ахматовской (3,9), Кувакинской, Сойгинской, Чуварлейской, Междуреченской школ (3,8), худшие показатели – Новоайбесинской, Инваньково-Ленинской, Явлейской, Кирской школ (не более 3,3). По русскому языку хорошие результаты в Сурско-Майданской (4,3), Алтышевской СОШ, Чуварлейской, Сойгинской, Первомайской, Кувакинской гимназии, Ахматовской школ. Худшие – Кирская СОШ (2,8), Миренская, Новоайбесинская, Атратская, Иваньково-Ленинская, Явлейская (не более 3,3 балла). 194 выпускника основной школы также сдавали экзамены по выбору в форме ЕТЭ. Здесь результаты в основном положительные от 3,5 и выше.
         В районе  имеется немало положительных примеров по развитию индивидуальных образовательных траекторий одаренных учащихся, что выражается в успешной подготовке детей к республиканским и районным олимпиадам. 
         На протяжении последних 5 лет лидерами по работе с одаренными детьми неизменно являются коллективы Алтышевской, Ахматовской, Сойгинской средних, Алтышевской основной школ. В последние годы есть у нас небольшие достижения на республиканском уровне. Например, в этом году Призёров республиканских олимпиад подготовили: Долгова И.В учитель мордовского языка Алтышевской ООШ (1 место); Чернова Т.А. учитель Сойгинской СОШ – 3 место по экологии; Белоусов Ю.Г.  – 3 место по технологии Первомайская СОШ, 4 места заняли учащиеся Кувакинской и Алтышевской СОШ по обществознанию и технологии (учителя Тренюшева Тамара Муратовна и Иванова Светлана Ивановна). Управлению образования, информационно-методическому центру необходимо детально изучить опыт по подготовке одаренных детей в вышеназванных школах, организовать на их базе стажёрские площадки, районные «точки роста», изучить их опыт работы на методических объединениях.
         Во многом успешность обучения, высокие результаты связаны с непрерывным образованием педагога, систематической работой над повышением квалификации. За 2009 – 2010 учебный год курсы повышения квалификации прошли 18 учителей – предметников, 4 директора школы, 2 заместителя директора. Проблемные семинары посетили 47 человек. 18 педагогов прошли заочно – дистанционное обучение по пакету стандартного базового программного обучения. По данным нашего мониторинга из 229 педагогов своевременно прошли курсовую переподготовку 159, 70 педагогам необходимо пройти курсы повышения квалификации в предстоящие два года.
         Невозможно дальнейшее развитие образования без инновационного подхода к обучению, развития передовых образовательных технологий. Практически каждое учебное заведение района успешно применяет проектное, исследовательское обучение. На прошедшем в районе конкурсе научно-практических работ учащихся интересные исследовательские работы были представлены учащимися Кувакинской, Стемасской, Атратской, Алтышевской средних и основной школами. Успешно усваивают методики дискуссий, диалогов учащиеся Алтышевской, Кувакинской, Чуварлейской школ. В последние годы многие школы успешно развивают информационно-коммуникационные технологии, для этого есть все возможности. Школы в достаточном количестве оснащены компьютерами, мультимедийным оборудованием, есть доступ в Интернет, созданы школьные сайты. К сожалению, в районе только  3 учителя имеют свои сайты, тогда как в республике есть районы, где собственные сайты имеют до 75% педагогов.
         Особо хочется остановиться на проблеме участия школ, учителей и учащихся в различных конкурсах. Участие, а тем более победы, дают не только моральное удовлетворение, сейчас это поощряется материально. Яркий тому пример – Алтышевская средняя школа, которая участвовала в соискании республиканского гранта инновационных образовательных учреждений и стала победителем в номинации «Развитие учительского  потенциала», выигранные средства (250 тыс.руб.) пойдут на повышение квалификации педагогов, укрепление материально – технической базы школы. Мы провели мониторинг участия школ в конкурсах различного уровня. К сожалению, педагоги и учащиеся в истекшем году не участвовали во всероссийских конкурсах. Наиболее активными были такие коллективы, как: Чуварлейская, Кувакинская, Алтышевская, Ахматовская, Первомайская, Сойгинская, Кирская, Алтышевская основная школы. Вместе с тем педагоги Миренской, Сурско-Майданской, Явлейской школ не приняли участие ни в одном профессиональном конкурсе. Самым массовым по количеству участников стал конкурс «Самый классный классный», в нем приняли участие 46 педагогов, т.е. каждый третий классный руководитель. Победителем конкурса стала Баканова О.Н. из Чуварлейской СОШ. Она представляла район на республиканском этапе.
         В Кувакинской гимназии был проведён профессиональный конкурс «Фестиваль уроков истории и географии», победителем стала Ефимова Т.А. (Алтышевская СОШ). В конкурсе «Учитель года» приняло участие 9 педагогов. Победителем его стала учитель начальных классов Чуварлейской СОШ  Киляшова Надежда Кирилловна.
         В районе был разработан план мероприятий посвященный Году учителя. На базе  Староайбесинской СОШ в январе текущего года состоялось его торжественное открытие, на котором присутствовали руководители школ, педагоги, ветераны педагогического труда, представители общественности. В апреле ФСК «Мечта» прошли соревнования по волейболу среди учительских команд. В соревнованиях приняло участие 11 команд. Такие коллективы, как Первомайская СОШ, Алтышевская СОШ прибыли на соревнования в полном составе.
         В мае в Алтышевской СОШ состоялся IV районный День работников образования, на котором победители и призеры районных профессиональных конкурсов получили дипломы и подарки.
         Отрадно, что в Год учителя активизировалась работа с молодыми педагогами района. Возобновил работу Совет молодых педагогов, которым руководит учитель английского языка Алтышевской СОШ Кипкаева Т.Н. В дни зимних каникул на базе Алтышевской СОШ была проведена познавательно – развлекательная программа «Мозаика личности», в которой приняло участие 17 молодых педагогов. Молодой педагог заместитель директора по воспитательной работе Первомайской СОШ  Ишлинская Наталья Анатольевна приняла участие в республиканском конкурсе профессионального мастерства работников сферы государственной молодёжной политики. 4 молодых педагога летом приняли участие в молодёжном образовательном форуме «МолГород-2010».
         Качество и результативность педагогических работников во многом зависит от разумного стимулирования и материальной заинтересованности педагогов, 3 года район работает по новой системе оплаты труда. И педагоги, имеющие хорошие результаты в учебной и воспитательной работе с детьми, согласно разработанным критериям получают существенные надбавки из стимулирующего фонда. К примеру, размер таких надбавок у некоторых у некоторых успешно работающих учителей составляет более 5 тыс. рублей в месяц. В среднем же по району ежемесячные стимулирующие выплаты составляют 2016 рублей в месяц. А стимулирующий фонд составляет 28%, что является одним из самых лучших показателей в республике. Заслуживает внимания и одобрения, и подражания опыт работы со стимулирующим фондом Сойгинской средне школы. Часть стимулирующего фонда (примерно 25%) здесь оставляют на разовые премии педагогам, добившимся со своими воспитанниками побед на олимпиадах, интеллектуальных состязаниях. Может быть и поэтому сойгинцы ежегодно находятся в числе лидеров на олимпиадах не только районного, но и республиканского уровня. Хотя у нас есть и отрицательные примеры, когда некоторые руководители школ равномерно распределяют баллы среди педагогов, чтобы никого не обидеть. Конечно, такие выплаты никак нельзя назвать стимулирующими. В среднем же заработная плата педагогов в районе на сегодня составляет 10260 рублей, это ниже республиканского показателя. Хотя в Кувакинской, Сойгинской, Ахматовской школах средние выплаты выше республиканских, благодаря тому, что руководители школ проводят разумную кадровую политику  педагоги этих школ имеют хорошую квалификацию, образование, стаж, учебную нагрузку, оптимизирован численный состав педагогов.
         В дошкольном образовании в истекшем учебном году было уделено особое внимание выполнению приоритетных направлений развития образовательной системы. Для этого были выделены следующие задачи:
·        повышение качества дошкольного образования;
·        обеспечение инновационного развития;
·        прогнозирование и определение перспектив развития ДОУ.
         Хочется отметить, что в последние годы дошкольные учреждения преобразились как внутренне, так и внешне. Изменилась предметно-развивающая среда во многих учреждениях. Особенно плодотворно работают в этом направлении Чуварлейский, Алтышевский, Восходский, Октябрьский, Стемасский детские сады. Много сил, фантазии затратили на оформление игровых площадок в Восходском, Алтышевском, Октябрьском, Стемасском дошкольных учреждений, Новоайбесинской СОШ.
         Постепенно улучшается качественный состав педагогов. Из 26 воспитателей 9 за последние годы прошли курсы повышения квалификации, 13 педагогов имеют квалификационные  категории. В этом году ещё 4 воспитателя подали заявления на получение квалификационных категорий. Вместе с тем в дошкольном образовании существует ещё немало проблем. В районе по – прежнему низкий охват детей дошкольным образованием 38%. Низок процент (9%) педагогов имеющих высшее профессиональное образование. В дошкольных учреждениях недостаточно внедряются эффективные технологии по развитию дошкольника. Не во всех ДОУ ведётся углубленная работа по обновлению содержания игровой деятельности, доминирует субъектно – объективная модель взаимодействия взрослого с детьми. Для более активного перехода в режим развития детского сада необходимо провести качественный мониторинг готовности к инновационной деятельности, шире внедрять передовые образовательные технологии.
         В заключении хочется сказать о подготовке образовательных учреждений к новому учебному году, так как все присутствующие имеют к этому отношение. Комиссионно все школы и дошкольные учреждения были обследованы и приняты в августе текущего года. Впервые за последние годы осуществлялся капитальный ремонт 3-х образовательных объектов. Только из муниципального бюджета на эти цели было выделено более 4 млн. рублей. Было привлечено более 500 тысяч внебюджетных средств, хочется поблагодарить всех руководителей, педагогов, родителей, учащихся за качественную своевременную подготовку объектов образования. Комиссия отметила особо хорошую подготовку таких учреждений, как: Первомайской, Староайбесинской, Алтышевской, Кирской, Ахматовской средних, Алтышевской, Восходской, Явлейской основных школ, из дошкольных учреждений самая большая работа по оформлению помещений, благоустройству территорий, приобретению мебели оборудования была проделана  в МДОУ «Чуварлейский детский сад «Колокольчик», «Стемасский детский сад «Малыш». Хорошее положение в «Алтышевский детский сад «Солнышко», «Октябрьский детский сад «Колобок», «Восходский детский сад «Ромашка».