Специалистами Центра психолого-медико-социального сопровождения «Поиск» совместно с социальным педагогом МОУ «Алтышевская средняя общеобразовательная школа» с 18 по 25 ноября текущего года был проведен мониторинг в молодежной среде в сфере межконфессиональных и этнонациональных отношений.
В опросе приняли участие 19 учащихся старших классов, среди которых 13 лиц женского пола и 6- мужского пола. Возрастная категория участников 14-17 лет.
По экспресс-опроснику «Индекс толерантности» учащиеся работали с утверждениями, которые позволили выявить отношение к некоторым социальным группам и коммуникативные установки. Специальное внимание было уделено этнической толерантности- интолерантности.
Количественный анализ результатов показал, что 18 респондентов имеют средний уровень толерантности (от 76 до 89 баллов), для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность. У одного из респондентов был выявлен высокий уровень толерантности (100 баллов). Опрашиваемый обладает выраженными чертами толерантной личности. Среднее значение индекса в группе учащихся 14-15 лет составляет 85 баллов; в группе учащихся 16-18 лет - 83 балла.
Качественный анализ аспектов толерантности был проведен по разделению на субшкалы: этническая толерантность, социальная толерантность, толерантность как черта личности. Среднее значение баллов по субшкалам следующее: «этническая толерантность»-28 баллов, «социальная толерантность»- 30 баллов, «толерантность как черта личности»- 27 баллов.
Субшкала «этническая толерантность» выявляла отношение человека к представлениям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия. Баллы респондентов по данной субшкале колеблются от 23 до 38 баллов.
Мнения школьников по утверждению « В смешанных браках обычно больше проблем, чем в браках между людьми одной национальности» разделились: 11 отрицательных ответов против 8 положительных.
Половина из опрашиваемых согласились, что «к кавказцам станут относиться лучше, если они изменят свое поведение», другая половина опровергла данное утверждение.
Большинство старшеклассников не согласились с утверждением «нормально считать, что твой народ лучше, чем все остальные».
Респонденты (12 человек) готовы принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности.
Тринадцать опрошенных хотят, чтобы среди их друзей были люди разных национальностей. Шесть учащихся не согласились с данным предложением.
Мнения школьников по утверждению «к некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться» разделились: 11 положительных ответов против 8 отрицательных.
Представить своим близким другом чернокожего человека могут 16 старшеклассников, трое воздержались от дружбы.
Субшкала «социальная толерантность» позволила исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также изучить установки личности по отношению к некоторым социальным процессам. Баллы респондентов по данной субшкале колеблются от 19 до 35 баллов.
Половина из опрашиваемых согласились, что «в средствах массовой информации может быть представлено любое мнение».
Единогласно старшеклассники не согласились с утверждением «нищие и бродяги сами виноваты в своих проблемах».
Большинство опрашиваемых (12 человек) утверждали, что с неопрятными людьми неприятно общаться. Семь респондентов не поддержали их мнение.
Одиннадцать подростков утверждали, что всех психически больных людей необходимо изолировать от общества. Восемь школьников с ними не согласились.
Утверждение «беженцам надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у местных проблем не меньше» вызвало у учащихся разногласия: 11 отрицательных ответов и 8 положительных.
О том, что для наведения порядка в стране необходима «сильная рука» думают 15 школьников, с которыми не согласны 4 подростка.
Четырнадцать подростков считают, что приезжие должны иметь те же права, что и местные жители.
Большинство учащихся (16 человек) считают, что любые религиозные течения имеют право на существование.
Субшкала «толерантность как шкала личности» включала пункты, диагностирующие личные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру. Баллы респондентов по данной субшкале колеблются от 22 до 34 баллов.
Пятнадцать учащихся не согласны с утверждением «если друг предал, надо отомстить ему».
Тринадцать старшеклассников отрицают то, что в споре может быть правильной только одна точка зрения, шесть респондентов согласны с данным утверждением.
Почти все опрашиваемые, 17 человек, считают, что если даже у них есть свое мнение, они готовы выслушать и другие точки зрения. Противниками являются двое респондентов.
Десять учащихся отрицают утверждение «если кто-то поступил со мной грубо, я отвечаю тем же», восемь респондентов на грубость отвечают грубостью.
Семнадцать старшеклассников не согласны с утверждением «человек, который думает не так, как я, вызывает у меня раздражение».
Беспорядок очень раздражает восемнадцать опрашиваемых.
Хотели бы стать более терпимыми людьми по отношению к другим людям пятнадцать старшеклассников, трое не изъявили данное желание.
Итоги мониторинга были доведены до директора школы и классных руководителей для построения дальнейшей воспитательной работы.