А я кем хочу быть?

                Специалисты Центра психолого – медико - социального сопровождения «Поиск» провели опрос среди детей 5 - 7 лет Алатырского района по анкете «А я кем хочу быть?». На вопросы ответили 67 маленьких участников из 8 дошкольных образовательных учреждений.  
   Мечты о будущей профессии у детей оказались на удивление разнообразными. Около 15% ответивших выразили желание стать милиционерами. Вторая по популярности - профессия врача (10%). После чего в рейтинге следуют: пожарный (9%), водитель (9%), летчик - космонавт (7%), продавец (6%), учитель (4%), парикмахер (3%), повар (1%). Детям нравятся также профессии строителя, таксиста, швеи, танкиста, спасателя, охотника и зубного врача.
   Среди профессий, которым отдают предпочтение респонденты, есть и необычные: «водовозчик» («у него больше денег»), «москвич» («работать в Москве, там деньги дают»).
   Некоторые мальчики желают стать министром, генералом, начальником («нравится указывать»), инспектором ГИБДД («знает правила дорожного движения») и пограничником («проверять поезда, чтобы не взорвались люди»), девочки – домохозяйками («создавать уют в доме»).
   Причины, по которым дошкольники выбирают те или иные профессии, очень разные. Так, один хочет быть милиционером, потому что «он сильный и смелый», «ловит преступников», «хорошая заработная плата», «красивая форма», а другой именно по этой причине не желает быть милиционером («опасно ловить бандитов»). Кто - то хочет стать доктором, потому что можно «лечить людей», а кто - то не хочет быть врачом, так как он «делает уколы» и «сложно поставить диагноз». Мальчики (9%) желают стать пожарными и «спасать людей», а 6% респондентов не хотят быть пожарными, потому что «страшно» и «опасно». Летчиками - космонавтами хотели бы быть 7% воспитанников, так как это позволило бы им «полететь и посмотреть на звезды», а один мальчик не хотел бы стать космонавтом («не хочу летать, потому что не знаю, где находятся кнопки»).
   Не все дети (13%) смогли ответить на вопрос «Какие профессии вам не нравятся и почему?». Интересно, что некоторым респондентам не нравятся самые обычные и распространенные профессии: учитель («много уроков»), повар («не хочу варить»), воспитатель («дети всегда шумят»), водитель («трудно», «аварии»), продавец («рано приходить и поздно уходить»).   
   Безусловно, профессиональные предпочтения детей будут меняться по мере их взросления. Воспитанники будут получать все больше информации о профессиях, «примеривать» их на себя. Нельзя оставлять детей одних на этом сложном пути выбора профессии. Им необходима помощь взрослых и, прежде всего, родителей. Хорошо, если мамы и папы рассказывают детям о своей профессии, о том, чем они занимаются на работе, что им нравится или не нравится в трудовой деятельности. Но этого мало. Для того чтобы расширить возможности профессионального выбора детей, помочь им определиться со своей будущей профессией и не ошибиться при этом, важно с самого раннего возраста знакомить их с миром профессий, рассказывать о «плюсах» и «минусах» и предъявляемых к человеку требованиях как можно большего числа профессий.
   Результаты опроса доведены до заведующих дошкольными образовательными учреждениями для рассмотрения на родительских собраниях и дальнейшей организации работы в детском саду.