На традиционном районном августовском педсовете мы с вами должны обсудить новый законопроект «Об образовании в Российской Федерации», который вступит в силу закона с 1 января 2013 года.
В 1992 году, когда появился Закон РФ «Об образовании», решалась задача формирования ясных правил развития системы образования в новом демократическом государстве, в новых рыночных финансово-экономических условиях. За прошедшие годы в образовании произошли большие изменения: возник институт самостоятельного построения общеобразовательными учреждениями своих образовательных программ, появилась государственная аккредитация- как процедура установления государственного статуса общеобразовательных учреждений; были сформированы принципы разделения ответственности между разными уровнями власти в системе образования. Со дня принятия Закона в него было внесено около 40 поправок.
Сегодня, в условиях активной модернизации всех сфер общества, меняются и задачи образования. Главной фигурой инновационного развития общества становится человек с его потребностями, ценностями, интересами. Принципиально важным является то, насколько мы можем предоставить гражданам возможности для самосовершенствования. Таким образом, задача образовательного законодательства - описать нормы и правила, по которым можно двигаться по образовательной лестнице от уровня к уровню, предоставить каждому гражданину в любом возрасте возможности для образования и профессионального роста.
Впервые в законопроекте отдельная глава посвящена дошкольному образованию. Суть положений закона- у всех детей дошкольного возраста должна быть возможность хорошо подготовиться к школе. Формы образования могут быть разными- в детском саду, в дошкольной группе в школе, дома, в учреждениях дополнительного образования, но получение дошкольного образования должно быть не просто гарантировано, а обеспечено каждому. У каждого дошкольник должна быть возможность хорошо начать обучение в школе. Какая же работа проводится в этом направлении у нас в районе?
На сегодня в районе работает 9 дошкольных учреждений, 6 дошкольных групп, 1 группа кратковременного пребывания. Всего детей в возрасте от 3 до 6,5 лет в районе проживает 578 человек, из них посещают дошкольные учреждения 323 ребенка, что составляет 55,9% (республиканский показатель 63%). Хороший охват детей дошкольной подготовкой в Восходском (62,5%), Миренском (59,3%), Новоайбесинском (54%) поселениях. Низкий процент в Ахматовском, Сойгинском, Кирском, Чуварлейском поселениях. В условиях активного инновационного развития особую важность приобретает профессиональный уровень дошкольных педагогических кадров. В системе работает 24 воспитателя и 9 музыкальных работников. 31 педагог имеют специальное образование, и лишь 7- высшее. Серьезной проблемой является повышение профессионального мастерства, прохождение курсовой переподготовки. В текущем году, например, ни один педагог дошкольного образования не прошел курсы повышения квалификации.
Впервые в текущем году на базе МДОУ «Чуварлейский детский сад «Колокольчик» прошел районный конкурс «Воспитатель года». Первым победителем нового конкурса стала воспитатель дошкольной группы Ахматовской СОШ Давыдова Галина Сергеевна.
В последние годы муниципалитетом, работниками дошкольных учреждений, родителями проведена большая работа по укреплению материальной базы дошкольных учреждений. Вновь открыта дошкольная группа при Миренской ООШ, где созданы хорошие условия для малышей. В отличном состоянии находятся дошкольные группы Новоайбесинской, Явлейской, Ахматовской СОШ. Заметно улучшились условия содержания детей в Стемасском, Алтышевском, Чуварлейском, Всоходском, Октябрьском детских садах.
В новом законопроекте значительно расширена возможность выбора образовательных ресурсов. Сегодня мы понимаем, что чем богаче образовательная среда, тем больше возможностей получить качественное образование. Наша сельская школа сегодня имеет те же возможности, что и городская школа. Опробировано профильное обучение в старшей школе, идёт эксперимент по апробации индивидуальных образовательных программ в Алтышевской средней школе. Осуществляется сетевое взаимодействие между школами, учащиеся участвуют в различных дистанционных конкурсах и олимпиадах, активно используются в школах цифровые образовательные ресурсы, широко применятся Интернет в учебном процессе, взаимодействие с высшими учебными заведениями. Данная работа даёт положительные результаты. Улучшается качество преподавания- улучшаются результаты работы школ. Например, в истекшем учебном году повысилось в районе количество детей, занимающихся на «4» и «5» до 45,3% ( в прошлом году 42,3%). Хочется назвать коллективы где этот уровень особенно высок- это Первомайская СОШ (64,8%). Явлейская ООШ (60%), Миренская (56,3%), Алтышевская ООШ(55,4%).
Лучше в этом году мы подготовились и сдали ЕГЭ. Тем более, что пункт проведения обязательных экзаменов был в городе Алатыре в гимназии №6. С русским языком справилось 99% детей. Средний балл по району 62,83%, что значительно выше прошлогоднего. Впервые выпускник Алтышевской СОШ Изендеев Андрей набрал 100 баллов. Четыре выпускника из Чуварлейской, Кирской, Алтышевской и Первомайской школ набрали 90 баллов. Самый высокий балл - 72, 27 у выпускников Алтышевской СОШ (учитель Сульдина Н.А.). Выше среднереспубликанского показателя по русскому языку сработали коллективы Стемасской, Сойгинской, Чуварлейской школ. Результаты вы видите на таблице.
Несколько хуже республиканских наши показатели по математике (средний балл по району 51,37) (48,8 в прошлом). Лучшие показатели по математике у Чуварлейской, Алтышевской, Сойгинской, Стемасской, Новоайбесинской, Кувакинской школ.
84% выпускников сдавали 3 и более экзамена в форме ЕГЭ. Хорошие результаты на экзаменах по выбору были показаны по английскому языку, биологии, литературе, информатике. Скромнее результаты по истории, географии, физике, обществознанию.
Учащиеся 9-х классов третий год сдают экзамены в форме единого муниципального экзамена. Надо отметить, что единой территориальной экзаменационной комиссией была проведена огромная работа по подготовке и проведению итоговой аттестации, по проверке экзаменационных работ. Не было жалоб и аппеляций по результатам ЕМЭ. Есть вопросы к организаторам ЕМЭ по излишней громоздкой отчетности, отнимающей много сил и времени, есть замечания и по процедуре проведения экзаменов. Но в целом учащиеся 9-х классов на экзаменах подтвердили свои годовые оценки. Всего лишь 2 ученика получили «2» по русскому языку, не было отрицательных оценок по математике. Радует, что отличные знания на ЕМЭ показали наши самые маленькие школы: Явлейская и Сурско-Майданская.
В районе продолжает совершенствоваться работа со способными и одаренными детьми. С каждым годом увеличивается число участников и победителей районных предметных олимпиад. В истекшем году их было 891, среди них выявлено 55 победителей и 153 призера. Лидерами здесь ежегодно является Алтышевская СОШ (129 участников, 41 призовое место).II результат у Сойгинской СОШ (86 участников, 28 призовых мест), III – у Староайбесинской СОШ (76 участников, 26 призовых мест). Далее вы все видите на таблице.
43 победителя муниципального этапа выезжали на республиканские олимпиады по 19 предметам. Успешно выступили ученики Долговой И.В. (Алтышевская ООШ) по мордовскому языку 4 призовых места, в том числе и первое. Хочется выразить особую благодарность Сульдиной Н.А. учителю русского языка Алтышевской СОШ, принесшей с учащимся Изендеевым Андреем призовое место по русскому языку, и учителю биологии Новоайбесинской СОШ Красновой Людмиле Владимировне, подготовившей призера по экологии. Также по результатам олимпиад еще 6 учащихся района вошли в десятку лучших в республике по химии, английскому языку, истории, математике и технологии. Это говорит о том, что при желании и мы можем с вами готовить вполне конкурентноспособных детей. Это подтверждают и результаты дальнейшего трудоустройства наших выпускников. В текущем году из 92 выпускников 71,8% выпускников поступило в ВУЗы, из них 75,8% на бюджетной основе. В ВУЗы поступили все выпускники Чуварлейской, Стемасской, Иваньково-Ленинской, 91% Алтышевской СОШ. Из них 51,5% в ВУЗы РФ. Радует, что наши выпускники поступают в такие серьезные учебные заведения, как: Московский институт связи и коммуникации, Московский институт стали и сплавов, военный университет Минобороны РФ, Саратовская государственная академия права, Нижегородский институт им.Лобачевского.
Тем не менее почивать нам на лаврах истекшего учебного года не стоит. В учебной работе есть еще немало нерешенных проблем и недоработок. Данные проверок отдельных школ показывают, что не все у нас благополучно с профильным обучением (нет ожидаемого качества и результата), не все педагоги района имеют качественные продуманные рабочие учебные программы по предметам. Многие наши школьники пока лишены в стенах учебного заведения права выбора учебного курса или специального учебного предмета, его углубленного изучения, не могут обучаться дистанционно, например, в другом учебном заведении, не внедряются модульные системы обучения. Всего лишь очень небольшое количество школ пытается работать в инновационном режиме, пытаются пробовать новое, экспериментировать.
Всё сказанное выше связано прежде всего с кадровой политикой, с умением руководителя собрать коллектив, создать команду, способную работать в инновационном режиме.
Несомненно у нас в районе есть руководители и коллективы- лидеры. Это Алтышевская СОШ, Сойгинская СОШ, Ахматовская СОШ, Чуварлейская СОШ. Конечно, здесь работать немного сложнее, потому что требования выше, здесь не боятся работать иновационо.
Успех в обучении и воспитании во многом зависит от личности педагога, от формирования в обществе позитивного отношения к профессии педагога. В новом законопроекте закрепляются положения, определяющие статус педагогических работников, в том числе, сохраняются все права и меры социальной поддержки педагогических работников (долговременный отпуск, досрочная пенсия по старости, коммунальные льготы сельским учителям). Вводятся определения основных принципов и гарантий их деятельности, включая нормы оплаты труда; закрепляются полномочия субъектов Российской Федерации по установлению дополнительных мер государственной поддержки для молодых специалистов. Комплекс вышеназванных мер, а прежде всего достойная зарплата педагогов и воспитателей возможно и решат, возникающие в образовательной среде района, проблемы. Главная проблема нашего района - нет притока молодых сил в образование района. Средний возраст педагогов района приближается к 50. Уже имеется дефицит педагогов по иностранному языку, физкультуре, информатике. Многие педагоги вынуждены вести 4,5 предметов со значительной перегрузкой. Например, 6 педагогов Алтышевской основной школы работают в Алтышевской средней школе. Каждому селу, которое хочет сохранить школу, нужно готовить свои кадры. Или заниматься поиском кадров на стороне, как это успешно, на мой взгляд, делают Махрова Н.И. (Староайбесинская СОШ) и Бугрова Н.В. (Ахматовская СОШ).
Современный учитель немыслим без постоянного образования, повышения квалификации, активного участия в обучающих семинарах, различных конкурсах, то есть постоянного самосовершенствования. В новом законопроекте финансовая ответственность за повышение квалификации, прохождение курсов ложится на работодателя, и это, я думаю, педагоги воспримут положительно.
В районе по линии методического кабинета проводились различные конкурсы профессионального мастерства: «Фестиваль методических идей», «Самый классный классный», «Учитель года» и сегодня во второй половине нашего мероприятия мы будем чествовать победителей. К сожалению, ряд педагогических коллективов из года в год игнорируют эти нужные, полезные, познавательные, взаимообогащающие мероприятия. Думаю, все те, кто участвуют в таких конкурсах никогда об этом не жалеют.
Хочется отметить успешное выступление наших коллег в различных республиканских конкурсах. И прежде всего участие Сульдиной Н.А. в республиканском конкурсе «Учитель года», где она сумела завоевать симпатии и жюри, и участников, и зрителей своей эрудицией, профессионализмом, талантом, стать лауреатом конкурса и войти в число призеров.
В VI Республиканском фестивале педагогических идей учителей русского языка и литературы «Открытый урок», посвященном Дню славянской письменности и культуры, приняли участие 2 педагога из Алатырского района: Белоусова Г.Н., учитель Первомайской СОШ и Логинова Наталья Ивановна, учитель Междуреченской ООШ. Оба учителя были награждены дипломами III степени.
Успешным оказалось участие наших педагогов в республиканском конкурсе инновационных проектов «Информационно- коммуникативные технологии в профессиональном творчестве работников образования» в номинации «Школьные годы чудесные» в конкурсной группе «Разработка урока с использованием ИКТ». Ефимова Т.А., учитель географии Алтышевская СОШ заняла 2 место, Степанов А.М., учитель физики Кирская СОШ занял 3 место.
В I республиканском дистанционном конкурсе «Современные технологии в работе учителя естественнонаучного цикла» приняли участие 3 педагога района. Двое были награждены дипломами второй степени в номинации «Описание инновационного опыта работы по использованию современных образовательных технологий»: Брызгина Надежда Александровна, учитель биологии и химии Чуварлейская СОШ и Степанов Андриан Михайлович, учитель физики Кирская СОШ.
В законопроекте много места и внимания уделено механизмам финансирования образовательных программ, которые должны быть соразмерны потребностям, ценностям и интересам человека. Это предполагает разнообразие использования финансово-экономических инструментов. И в основу положен принцип нормативно -подушевого финансирования. Вместе с тем в законопроекте сказано, что сельская малокомплектная школа должна финансироваться по фактическим расходам, этот принцип заложен и в действующем «Законе об образовании» (ст.35. п.1.). Но однако на практике это не всегда соблюдается и сельские школы финансируются по нормативному принципу. Отсюда вытекают все наши финансовые проблемы. Республика финансирует зарплату работникам школы, учебные расходы. Все остальные расходы в том числе и коммунальные, и дополнительное образование финансируются за счёт очень небольшого местного бюджета. Поэтому звучит много предложений обязать не муниципалитеты, а субъекты Федерации финансировать расходы на образование в полном объеме и, я думаю, вы это предложение поддерживаете.
В новом законопроекте (об этом немало пишется и говорится) чётко не прописаны воспитательные функции образования, нет понятного определения в чем должны выражаться эти функции. Между тем в последнее время мы много говорим о необходимости усиления воспитательной работы в школе. И это связано с такими негативными тенденциями последних лет, как: ослабление роли семьи в воспитании детей, социальное расслоение общества, рост числа неблагополучных семей, социальной беспризорности, отрицательное влияние СМИ, с ростом в подростковой среде курения, раннего употребления спиртного, наркомании.
В районе продолжает осуществляться комплексная система воспитания учащихся. В школах разработаны воспитательные планы, проводятся классные часы, индивидуальная работа с детьми. С целью профилактики асоциальных явлений проводятся весной и осенью месячники «Молодежь за здоровый образ жизни». Ежемесячно по особу плану проходят Единые дни профилактики правонарушений несовершеннолетних с выездом в школы работников УО, ПДН, КДН, детских психиатров, врачей наркологов. Не менее 2 раз в неделю проводятся заседания КДН, в том числе и с выездом в поселения. Совместная работа субъектов профилактики даёт положительные результаты. Идёт тенденция к снижению преступности несовершеннолетних. Положительно данная работа проводится в Ахматовской, Сойгинской, Новоайбесинской, Миренской школах. В течение ряда лет учащиеся данных школ не совершали правонарушений.
Большая роль в организации досуга детей в свободное время принадлежит дополнительному образованию. В районе функционирует 2 учреждения дополнительного образования: детско-юношеская спортивная школа и районный центр развития творчества детей и юношества. На базе последнего в истекшем учебном году было открыто 41 объединение различной направленности, в которых трудилось 40 педагогов- совместителей и занималось более 800 детей района. Проводилась работа по художественному творчеству, военно-спортивному и краеведческому направлениям, работали спортивные кружки. Постоянными участниками и призерами районных и республиканских выставок художественного творчества являются школьная компания «Кувакинский сувенир» (рук. Тренюшева Т.М.), «Чувашские узоры» (рук. Малышева Валентина Геннадьевна), «Клубочек» (рук. Лебедева Валентина Анатольевна), «Резьба по дереву» (рук. Барменков С.И.).
Творчески, активно работали объединения танцевальное и хоровое Чуварлейской СОШ (рук. Слепова И.Н. и Баканова О.Н.), кружок «Юный журналист» (рук. Деманова Е.А.).
В районе функционировало 12 филиалов ДЮСШ в 12 образовательных учреждениях. Замечательных успехов добились баскетболистки Алтышевской СОШ. Под руководством тренера А.Д. Григорьева они в истекшем году выиграли Первенство Чувашии, стали победителями Спартакиады школьников ЧР, победителями баскетбольной лиги, участниками зональных игр в Ульяновске, где заняли 6 место. Тем не менее в зачёте Спартакиады школьников мы были последними в республике, так как приняли участие лишь в 4-х видах соревнований из 16. И всё из-за того, что многие виды спорта в районе не культивируются из-за отсутствия специалистов.
К сожалению, следует признать, что учреждения дополнительного образования последние годы финансируются по остаточному принципу и финансирование их сокращается из-за дефицита районного бюджета. Практически не закладываются средства на расходные материалы, командировочные расходы и тренерам и преподавателям приходится работать на энтузиазме. Наверное, поэтому звучит много предложений в новом Законопроекте о финансировании дополнительного образования из бюджета субъектов Федерации.
Подводя итоги сказанному, можно отметить, что в новом законопроекте «Об образовании в Российской Федерации» сохранено много положительных моментов:
-образование остаётся общедоступным, бесплатным;
-узаконено дошкольное учреждение как образовательное;
-введена статья о бесплатных школьных учебниках;
-сохранено право педагогов на досрочную пенсию, коммунальные льготы для сельских педагогов, на долгосрочный отпуск после 10 лет работы, на повышение квалификации за счёт средств учредителя;
-законодательно предусмотрены меры социальной поддержки молодого учителя и др.
Вместе с тем мы надеемся, что будут приняты и законодательно закреплены те предложения, которые были высказаны дополнительно в ходе обсуждения законопроекта.
Думаю, что мы разделим общее мнение, и скажем, что новый закон об образовании крайне необходим. С ним мы связываем надежды на серьезные изменения в сфере образования: на исправление той ситуации, которая сложилась сейчас, на построение образования, позволяющего с уверенностью смотреть в будущее.