Реализация проекта по модернизации образования
в Алатырском районе
Основные приоритеты развития системы образования Алатырского района определены в районной целевой программе «Развитие образования в Алатырском районе на 2010-2015 годы».
Первоочередные мероприятия по модернизации образования в районе направлены прежде всего на повышение качества дошкольного и общего образования, информатизацию и материально-техническое оснащение образовательных учреждений, работу с одаренными и талантливыми детьми, повышение квалификации педагогических кадров, повышение эксплуатационной надежности объектов образования, увеличение заработной платы работников образования. Комплекс проведенных мероприятий уже позволил обеспечить достижение позитивных результатов в развитии системы муниципального образования.
Дошкольное образование
Дошкольное образование по праву сегодня рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Данный вид образования востребован и требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребёнка.
В районе на сегодня проживает 923 ребёнка от 0 до 6,5 лет. В систему дошкольного образования входят 9 дошкольных образовательных учреждений, 6 дошкольных групп при школах (из них 1 группа кратковременного пребывания). Общая численность детей, посещающих ДОУ – 355 человек. По сравнению с прошлым годом численность детей увеличилась на 3 ребёнка. Вместе с тем из 568 детей, не посещающих детские сады, 216- в возрасте от 3 до 6,5 лет. Поэтому одной из главных задач в дошкольном образовании – увеличение численности детей в детских садах. На сегодня удовлетворение потребности населения в услугах дошкольного образования составляет 81,4%, число детей на 100 мест в ДОУ - 86. В последние годы заведующими МБДОУ, сотрудниками, родителями проведена большая работа по укреплению материально-технической базы дошкольных учреждений. Все сады обеспечены централизованным или местным горячим и холодным водоснабжением, канализацией, везде произведен качественный текущий ремонт. При проверке готовности детских садов к новому учебному году практически без замечаний приняты Октябрьский, Алтышевский, Восходский, Чуварлейский, Первомайский, Кувакинский, Стемасский детские сады. С каждым годом всё большая работа проводится и по благоустройству территорий, оформлению и обновлению игровых детских площадок. Хорошие игровые площадки в Кирском, Чуварлейском, Стемасском, Восходском детских садах, Новоайбесинской, Староайбесинской, Явлейской дошкольных группах.
В условиях активного инновационного развития особую важность приобретает профессиональный уровень педагогических кадров. В дошкольном образовании района трудятся 32 педагога, из них 9 имеют высшее, 23 среднеспециальное образование. Таким образом повышение квалификации дошкольных работников - одна из задач на будущее.
В 2012 году на базе Алтышевского детского сада «Солнышко» прошел конкурс профессионального мастерства «Воспитатель года». Победителем признана Бояркина Наталья Ивановна, воспитатель дошкольной группы Ахматовской СОШ.
Алтышевский детский сад «Солнышко» второй раз принял участие в соискании гранта Главы Чувашской Республики и второй раз выигрывает премию в размере 200 тысяч рублей, войдя таким образом в число 13 лучших детских садов республики. Хотелось, чтобы и другие детские сады не боялись участвовать в таких конкурсах.
К сожалению, в дошкольном образовании сегодня имеется немало нерешенных проблем. По-прежнему заработная плата дошкольных работников остается низкой и составляет у воспитателей 7800 рублей, т.е. на уровне прошлого года. Бюджет детских садов ограничен – это зарплата и коммунальные услуги. Мало средств выделяется на капитальный и текущий ремонт; имеющийся учебно-игровой материал не всегда отвечает современным требованиям.
Обеспечение качества образования
В 2011 году в районе начат переход на новые образовательные стандарты. Все учителя, работающие по федеральным государственным стандартам, прошли курсовую переподготовку, дети обеспечены современными развивающими учебно-методическими комплектами. Главная задача педагога сегодня – научить детей не только определенным знаниям по конкретным дисциплинам, но и умениям применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении, быть самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. И если работа по ФГОС в школах только начинается, то Единый государственный экзамен, который призван обеспечивать объективную оценку знаний при выходе учащегося из школы, дать равные возможности выпускникам школ при поступлении в высшие и среднеспециальные учебные заведения. И как бы мы не относились к ЕГЭ - это на сегодня главная оценка результативности труда педагога, коллектива школы, его руководителей.
В целом итоговая аттестация прошла без технологических и организационных сбоев. Не было нарушений установленного Порядка проведения экзаменов, обращений и жалоб учащихся, родителей по вопросу проведения ЕГЭ.
99 % выпускников (103 из 104) успешно сдали 2 обязательных экзамена и получили аттестаты о среднем образовании.
100 % выпускников справились с экзаменом по русскому языку. Средний балл по району 64,92 (по республике- 65,5 б). 98 баллов – самый высокий результат показал выпускник Сойгинской СОШ. 13 выпускников набрали более 80 баллов.
Результаты Алтышевской, Стемасской, Первомайской, Чуварлейской школ выше среднерайонного уровня. Лучший показатель по русскому языку 77,17 баллов у Чуварлейской СОШ (учитель Савина Светлана Николаевна).
Средний балл по математике по району 52,23 балла (по республике 49,65 б). Выше среднерайонных результатов показатели у Алтышевской, Сойгинской, Стемасской, Кувакинской, Чуварлейской школ. Причем самый высокий средний балл 61,1 опять же набрали выпускники Чуварлейской школы (учитель математики Надежда Алексеевна Шишуева).
Серьёзно изучить систему работы по подготовке к ЕГЭ, принять правильные решения необходимо руководителям Кирской, Атратской, Новоайбесинской школ, где результаты экзаменов из года в год традиционно низкие.
80 % выпускников в текущем году сдавали экзамены по выбору. Положительно, что в последние годы растет количество детей, выбирающих предметы естественно-математического цикла. Например в 2012 году, 19 % учащихся сдавали физику, 13 % - химию, 27 % - биологию. Самым популярным предметом по-прежнему у выпускников является обществознание (45 %). Самый высокий балл по данному предмету (90) получила выпускница Ахматовской СОШ (учитель Марина Ивановна Барменкова). В целом результаты ЕГЭ по выбору можно назвать не более, чем удовлетворительные, лишь 3 выпускника превысили порог 80 баллов по обществознанию и географии.
Выше среднереспубликанских показатели по английскому языку, информатике, географии, по остальным предметам показатели ниже.
Государственную итоговую аттестацию в новой форме прошли учащиеся 9-х классов. Хорошие знания по математике показали учащиеся Ахматовской, Алтышевской, Сойгинской средних, Сурско-Майданской основной школы. Средний балл по району 3,6 (по республике 4). 6 учащихся получили на экзамене «неуд».
По русскому языку – средний балл по району 4,2 (по республике – 4,5). Один ученик получил «неуд». Результаты, конечно, хорошие, но то что из 15 учащихся, имеющих за год «удовлетворительно» сдают экзамены на «отлично», а 41 «троечник» получает за экзамен «хорошо», заставляет сомневаться в объективности данного экзамена. Здесь следует более строго подходить членам экзаменационных комиссий к процедуре проведения экзамена.
В районе много внимания уделяется совершенствованию системы работы по выявлению и развитию способных и одаренных детей. С целью их выявления в школах и районе проводятся различные интеллектуальные игры, предметные недели, конкурсы, викторины, олимпиады. В школах и в районе созданы базы данных на одаренных учащихся. В декабре 2011 года был проведен муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по 23 предметам и интеллектуальная игра для младших школьников. С каждым годом растет число участников районного этапа. В истекшем учебном году в олимпиадах приняло участие 905 детей, среди которых выявлено 55 победителей и 146 призёров. По занятым призовым местам лидируют Алтышевская и Сойгинская школы – по 32 призовых места, Староайбесинская - 23, Ахматовская – 22. Самое большое количество участников было по биологии – 93, русскому языку – 79, географии – 63, математике- 63, физической культуре – 59. Менее 10 участников было по мировой художественной культуре, информатике, астрологии.
39 победителей и призёров муниципального этапа приняли участие на республиканских олимпиадах по 18 предметам. Призёрами республиканского этапа стали: учащаяся 9 класса Сойгинской СОШ Мичурина Наталья по литературе, ученица Кувакинской СОШ Кустова Юлия по основам правовых знаний, она же приняла участие на заключительном этапе Всероссийской олимпиады в Нижнем Новгороде. Один победитель и 2 призёра на региональном этапе стали учащиеся Алтышевской ООШ по мордовскому языку. Победитель Сульдина Наталья приняла участие на межрегиональном этапе, где также заняла I место. Также 7 участников из района вошли в 10 лучших по ОБЖ, физической культуре, химии.
Вместе с тем в работе с одаренными детьми есть и недостатки: часто в школах по различным предметам принимают участие одни и те же 1,2 ученика, что ведет к перегрузке детей. В районе практически отсутствует финансовая поддержка способных учащихся в виде грантов, стипендий, премий и т.п. Проблематично иногда даже выехать в Чебоксары для участия в олимпиадах, конкурсах.
Формирование современного корпуса педагогических
и управленческих кадров
Решение проблем модернизации образования в районе связано прежде всего с повышением профессионального мастерства педагогов, обновлением учительского корпуса, высокими требованиями к управлению учебным заведением. Работа в этом направлении ведется через различные формы повышения квалификации: это и курсы, семинары, конференции, дискуссионные площадки, конкурсы профессионального мастерства. Курсовая подготовка по-прежнему проводится на основе плана-заказа и договора с ЧРИО. В этом году 6 педагогов и 1 директор школы прошли курсы в ЧГПУ и 2 директора и 13 педагогов на базе ЧРИО. Также были организованы выездные курсы для учителей начальных классов (16 педагогов) по подготовке к внедрению в образовательный процесс ФГОС, учителя истории (14 человек) и учителя чувашского языка (9 человек). Две группы педагогов (54 человека) прошли курсы повышения квалификации по проблеме «Создание модели политкультурного образовательного пространства образовательного учреждения» на базе Мордовского республиканского института образования. Эта тема интересна и актуальна для наших многонациональных школ района.
Таким образом в течение учебного года 48% педагогов были охвачены курсовой переподготовкой и это очень хороший показатель. Повышение квалификации проходит и на районном уровне. И здесь мы отказались от работы методических объединений, на смену им пришли методические проекты, дискуссионные площадки, мастер-классы. Отлично зарекомендовала себя практико-методическая конференция «Большая перемена», которой присвоен статус республиканской, и в ее работе приняли участие педагоги из Алатыря, Порецкого района, Ардатовского района Мордовии.
Наши педагоги стараются участвовать в районных и республиканских конкурсах. Например, в республиканском методическом фестивале «Уроки физики и математики в современной школе» в Порецком приняло участие 7 педагогов района. Бугрова Н.В. (Ахматовская СОШ) стала лауреатом данного конкурса. Лауреатом финала республиканского конкурса «Самый классный классный» стала победитель районного этапа учитель начальных классов Алтышевской СОШ Добрышкина Надежда Васильевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Алтышевской СОШ Ефимова Татьяна Александровна стала победителем республиканского методического фестиваля «Лучшие уроки географии» в номинации «Лучшее внеклассное мероприятие».
Вместе с тем в работе с кадрами в районе имеются нерешённые проблемы. В районе из-за старения педагогических кадров и недостаточного притока молодых педагогов появляются вакансии. На сегодня не хватает учителей физкультуры, информатики, чувашского языка, английского языка, русского языка и литературы. У нас достаточно много учителей, которые ведут предмет не по специальности, что сегодня является серьёзным нарушением. Тем не менее учителей, изъявивших желание пройти профессиональную переподготовку бесплатно по району нашлось всего 3 человека. В районе разработаны меры, направленные на привлечение молодых специалистов в образование. Это и выделение бесплатных земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства с правом строительства жилого дома, ежемесячная 10% надбавка к должностному окладу, единовременные выплаты в размере 5 тысяч рублей, выделение субсидий на строительство жилья. Благодаря этому в последние годы несколько увеличилось количество поступающих в педагогические вузы. Например, в текущем году поступило в педвузы_______выпускников.
Обеспечение доступности качественного образования
сельских школьников
В программе модернизации предусмотрено повышение качества образования сельских школьников. В районе проводится работа по оптимизации сети школ. Сурско-Майданская и Междуреченская школы реорганизованы в начальные прежде всего из-за малого количества обучающихся. 27 учащихся из 2-х сёл будут обучаться в Кувакинской СОШ. В 2012 году район получил три новых 22-местных автобусов для перевозки обучающихся. 2 из них направлены для перевозки в Кувакинскую СОШ. С 2011 года для 4-х детей-инвалидов организовано дистанционное обучение, для этого школы получили соответствующее техническое обеспечение.
Развитие школьной инфраструктуры
В 2012 году район получает из федерального бюджета около 15 млн.рублей на развитие школьной инфраструктуры. В летний период проведен капитальный ремонт 6 объектов образования, закуплены бесплатные учебники для начальной школы на 800 тысяч рублей, спортивное оборудование на 950 тысяч рублей, планируется получение новых компьютерных классов для средних школ, на базе Чуварлейской СОШ планируется создание ресурсного кабинета ОБЖ, в котором получат возможность обучаться учащиеся соседних школ, будут получены кабинеты технологии, музыки, ИЗО. На 1,2 млн.рублей будет приобретено оборудование для капитально отремонтированного пищеблока Чуварлейской СОШ. Данные финансовые вложения федерального бюджета призваны улучшить инфраструктуру сельской школы. Многое в школах делается и своими силами, с привлечением внебюджетных средств. Следует отметить хорошую работу по подготовке учреждений образования к новому учебному году. Привлечено более 900 тысяч рублей из внебюджетных источников. Качественный текущий ремонт проведен в Первомайской, Староайбесинской, Алтышевской основной, Кирской, Явлейской, Мирёнской, Чуварлейской, Стемасской, Восходской школах. В последние годы много внимания руководителями школ, педагогами, родителями уделяется благоустройству пришкольных территорий. Здесь особенно хочется отметить территории Первомайской, Староайбесинской, Восходской, Явлейской школ. Две школы – Восходская и Первомайская – были участниками республиканского конкурса по благоустройству и стали призёрами.
Конечная цель модернизации – улучшение условий труда, повышение качества обучения и воспитания, улучшение жизни учителя, повышение престижа учительской профессии. В 2011 году произошел рост зарплаты как педагогов, так и дошкольных работников. Средняя зарплата педагогов по району на сегодняшний день составляет 13500 рублей (по республике 14200 рублей), зарплата воспитателей детских садов 7680 рублей. Конечно, в разных школах – зарплата разная (таблица). К сожалению, мы по зарплате педагогов входим в число 5 отстающих районов республики. Прежде всего это связано с большим количеством малочисленных школ, где зарплата значительно ниже, чем в школах, где 100 и более детей. У нас есть школы, где практически невозможно заложить стимулирующие выплаты из-за недостаточного фонда оплаты труда. Зарплата связана с соотношением педагогического и вспомогательного персонала, и хотя в последние годы произведены сокращения вспомогательно-административного персонала, все же соотношение на сегодня остается 43х57. Уровень оплаты во многом зависит от нагрузки педагогических работников, наличия категории. К сожалению, в районе лишь 6,5% педагогов имеет высшую категорию, 40,9% педагогов не имеют вообще категории. Много в школах ещё педагогов, которые имеют неполную учебную нагрузку, много учителей-совместителей, что приводит к «размазыванию» заработной платы.
Почему же сегодня встал вопрос о модернизации образования, которым мы всегда гордились? Во-первых, это новая социокультурная ситуация постиндустриального общества, связанная с неопределённостью будущего, информационной революцией, быстрым устареванием конкретных знаний и способов действия. Во-вторых, образование традиционно «хронически» отстает от запросов сегодняшнего дня, тем более от перспективных задач развития общества. В-третьих, школа сегодня оказалась в трудной ситуации потери ориентиров, нечёткости основных целей и критериев успешности.
Модернизация должна способствовать преодолению кризиса в образовании. Для этого нам необходимо решить следующие нелегкие задачи-
- Мы должны перейти от режима развития образования к режиму опережающего образования;
- В образовательной политике государства должен быть достигнут действительный приоритет воспитания;
- Мы должны продолжить работу по физическому и духовному оздоровлению детей;
- Мы должны убедить общество, властные структуры принять меры по обеспечению высокого престижа педагогической профессии.
- Сохранить и совершенствовать качество, систему подготовки и повышения квалификации педагогов разных профилей.