Проблемы воспитания и дополнительного образования в свете требований нового федерального государственного образовательного стандарта
На сегодняшней конференции мы по традиции подводим итоги прошедшего года и определяем задачи на будущее. И главное, что отличает нашу сегодняшнюю конференцию от предыдущих, мы больше будем обсуждать проблемы воспитания и дополнительного образования в связи с введением в основной и старшей школе федерального государственного образовательного стандарта.
Введение нового стандарта это требование сегодняшнего дня и это значительно повышает ответственность образовательного учреждения, так как формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации образовательной программы будет определять образовательное учреждение. И образовательный процесс и внеурочная деятельность будут направлены на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие учащихся, их саморазвитие самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность, развитие творческих, физических способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. И, тезис о том, что школа должна давать знания, а родители воспитывать, совершено неправильный. По стандартам следует, что школа обязана воспитывать обучающихся через различную деятельность, в том числе и на уроках и в таких формах, как кружки, художественные студии, спортивные клубы, секции, детские организации, краеведческую работу, научно-практические конференции, олимпиады, конкурсы.
Новый стандарт ориентирован на становление личностных качеств обучающихся. И одно из них – учащиеся умеют учиться, осознавать важность образования и самообразования для жизни и деятельности, должен научиться полученные знания применять на практике. Как же мы формируем данные качества, показывают результаты учебного года.
Аттестацию в новой форме проходили 147 учащихся 9-х классов и все успешно справились с заданиями по обязательным предметам, получив положительные результаты.
Средний балл по русскому языку составил 4,0 (в 2012г. – 4,5).
Средний балл по математике - 3,9 (в 2012г. – 4,01).
Кроме обязательных предметов выпускники сдавали предметы по выбору: обществознание, историю, физику, географию и биологию.
Пятый год ЕГЭ является основной формой итоговой аттестации выпускников общего образования и вступительных испытаний в учреждения профессионального образования.
В государственной (итоговой) аттестации принимало участие 70 выпускников 11 класса.
По итогам государственной (итоговой) аттестации уровень усвоения образовательного стандарта у выпускников по двум обязательным экзаменам составляет 92,86 %.
Доля выпускников, успешно сдавших ЕГЭ по русскому языку - 100%, по математике – 92,86 % (в 2012 г . – 99,04 %). Традиционно успешность экзамена в районе по математике ниже, чем по русскому языку.
«Двойка» по математике является причиной неполучения аттестата 5 выпускниками этого года (по два выпускника из Староайбесинской, Кирской и один выпускник Сойгинской средних школ). Причем Кирская школа на сегодня является по этому показателю одной из самых худших школ в Чувашии.
Средний балл по русскому языку составил 61,90 (2012г. - 64,92 б.; по республике – 67,48 б). Самый высокий результат по русскому языку - 90 баллов получил выпускник из Сойгинской средней школы (в 2012г. – 98 б.), а 6 участников получили 80 и выше баллов, что составляет 8,6% от общего количества сдававших (в 2012 г . – 12,5%).
Результаты у Алтышевской, Сойгинской, Первомайской, Чуварлейской, Новоайбесинской средних школ выше среднерайонного уровня. Чуть ниже среднерайонного уровня результаты у Атратской и Ахматовской средних школ. А итоги Кирской и Староайбесинской средних школ значительно ниже среднерайонного уровня. Данные школы оказались среди 10 школ республики с самыми низкими результатами по ЕГЭ.
Средний балл за экзамен по математике составляет 44,91 (в 2012г. - 52,23 б.; по республике - 56,80).
Самый высокий результат по математике - 79 баллов у учащейся Сойгинской средней школы (в 2012г. -70 б.).
К сожалению, 80 и более баллов по второму обязательному экзамену не набрал никто из сдававших выпускников.
Самый высокий средний балл по данному предмету у Ахматовской средней школы 61,5, самый низкий - Атратской (32 б.) и Кирской средних школ ( 32,9 б.).
По математике ниже среднерайонного уровня показатели у Алтышевской, Кувакинской, Новоайбесинской и Староайбесинской средних школ. И только у 4 школ показатели выше среднерайонного уровня.
В целях обеспечения равного доступа учащихся к качественному образованию, создания необходимых условий в соответствии с их интересами все 10 - 11 классы охвачены профильным обучением по 14 профильным направлениям.
Известно, что если ученики активно выбирают экзамены в форме ЕГЭ из числа предметов профиля школы и значительная часть выпускников преодолевают порог профильного уровня по всем предметам профильного уровня, изучавшимися ими на профильном уровне, то данная школа и есть хорошая школа.
С положительной стороны хотелось бы отметить Сойгинскую среднюю школу. Из 16 выпускников 10 получили по обязательным экзаменам 60 и более баллов (учителя Белякова Г.П., Чернова Л.К. ). В данной школе сложилась система подготовки учащихся к итоговой аттестации учащихся. Поэтому из года в год школа является лучшей школой по результатам итоговой аттестации (директор Кондратьев С.В.).
Во всех 10 средних школах выпускники сдавали три и более экзамена в форме ЕГЭ, что составляет 81,43%. Это свидетельствует о том, что выпускники желают продолжить образование в вузах и сузах.
В этом году в соответствии с профилем школы сдавали экзамены 60% выпускников. Какое же качество профильной подготовки?
Так, например, в Староайбесинской школе профиль старшей ступени физико - математический, а доля выпускников которые не преодолели минимальный порог по профильному предмету самый высокий в районе. И только один ученик из 9 сдавал в форме ЕГЭ предметы в соответствии с профилем школы. Результаты итоговой аттестации свидетельствуют о качестве профильной подготовки в данной школе.
Радует то, что в последние годы растет количество выпускников, выбирающих предметы естественнонаучного цикла.
Доля выбравших физику выросла на 7 процентов. Если в 2012 году ее сдали 19 % от общего числа участников ЕГЭ, то в этом году – 26 %; по химии – на 6,1 процентов (соответственно 19%); по биологии – на 4 процента (31 %).
Необходимо результаты ЕГЭ в каждой средней школе тщательно проанализировать и принять управленческие решения. Продолжить работу по повышению квалификации педагогических кадров, выпускники которых показывают низкий уровень освоения государственного образовательного стандарта.
По распределению выпускников 9-ых классов следует отметить, что из 147 учащихся, прошедших успешно государственную итоговую аттестацию продолжат обучение в 10 классе – 56 учеников, в средних специальных учебных заведениях –74 учащихся и профессиональных училищах - 13 человек.
В 2012/2013 учебном году на муниципальном этапе олимпиад приняло участие 787 учащихся. Победителями и призёрами стали 184 школьника. По массовости участников лидируют Алтышевская СОШ – 136 учащихся; Сойгинская - 83 учеников, Ахматовская - 80 участников. Из основных школ по количеству участников лидирует Алтышевская основная школа – 48 участников.
По занятым призовым местам Всероссийской и региональных олимпиад лидирует Алтышевская средняя школа - 36 призовых мест, на втором месте Сойгинская - 31 призовое место, на третьем - Кувакинская школа – 29 призовых мест.
По три призовых места имеют Алтышевская и Иваньково-Ленинская основные школы.
В 2013 г . в региональном этапе олимпиад участвовали 39 учащихся по 17 общеобразовательным предметам. Три участника стали призёрами республиканского этапа: учащиеся 10 класса Кувакинской СОШ Уряднова Валентина (учитель Аношина Надежда Васильевна) и Сойгинской СОШ Мигурина Наталья по литературе (учитель Лысова Наталья Дмитриевна) и ученица Кувакинской СОШ Кустова Юлия по основам правовых знаний (учитель Кустова М.Г.).
Два участника республиканской олимпиады по мордовскому языку Алтышевской основной школы стали победителем и призёром.. Победитель Козлов Алексей принимал участие на XV Межрегиональной олимпиаде по мордовскому языку и литературе в г. Саранске, где также занял I место (учитель Долгова Ирина Викторовна).
Введение ФГОС заставляет нас переосмысливать подходы к урочной и внеурочной деятельности. Мы должны создать условия для формирования у учащихся способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории, должно измениться и привычное расписание занятий, оно должно быть нелинейным и динамичным, инновационные школы постепенно отходят от традиционного урока, заменяя его лабораториями и мастерскими, математическими практикумами, проектными мастерскими, уровневыми группами, погружениями по предметам, дискуссионными клубами и т.д. В основе учебной деятельности учащихся должна быть проектная и исследовательская работа.
По новым стандартам основными направлениями воспитательной работы в школах являются: гражданско-патриотическое, военно-патриотическое, физкультурно-оздоровительное, правовое, духовно-нравственное, эстетическое и экологическое.
Личностные результаты освоения программы общего образования должны отражать: воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, уважение к Отечеству, его истории, воспитание чувства ответственности и долг перед Родиной.
В этом плане во всех школах проводится очень много различных мероприятий. На уровне района также данному направлению уделяется большое внимание. Для школьников и молодежи в 2012-2013 учебном году были проведены районные турниры по волейболу, баскетболу и мини-футболу, посвященные памяти Героев Советского Союза Петра Григорьевича Макарова, Якова Григорьевича Сульдина, Сергея Андреевича Апраксина, летчика – космонавта СССР Андрияна Григорьевича Николаева, воинов – интернационалистов, воинов, погибших при исполнение воинского долга в Чеченской Республике и Кабардино-Балкарии Николая Митрофанова и Анатолия Курлович, Алексея Никишина и Александра Антонова, Алексея Семенова, на призы летчика-космонавта, Героя России Николая Михайловича Бударина, соревнования по стрельбе из пневматической винтовки на призы ЗМС СССР Александра Петровича Кедярова, традиционные фестиваль солдатской песни «Виктория», конкурс военно-патриотической песни «Солдат – всегда солдат», юнармейские игры «Зарница» и «Орленок», победителем в которых стал отряд юнармейцев «Зарница» МБОУ «Чуварлейская СОШ». Они и представляли район в республиканских финальных играх.
Во время проведения месячника оборонно-массовой и спортивной работы, накануне Дня Победы во всех общеобразовательных учреждениях проводились мероприятия, посвященные дням воинской славы России, встречи учащейся молодежи с ветеранами военной службы, Великой Отечественной войны, боевых действий.
В феврале военно-патриотический клуб «Россич» МБОУ «Чуварлейская СОШ» принял участие в республиканском фестивале юнармейских отделений и военно-патриотических клубов «Нам этот мир завещано беречь», где занял 2 место.
Отряд юных космонавтов МБОУ «Кирская СОШ» представлял район в IX республиканском слете «Нас зовут космические дали», проходившем в селе Шоршелы.
В общеобразовательных учреждениях создано 11 краеведческих музеев, 2 историко-патриотических, во всех школах есть уголки, стенды Боевой и Трудовой славы, которые оказывают огромную роль в патриотическом воспитании молодежи и школьников.
На зданиях семи школ района имеются мемориальные доски в память о выпускниках данных школ, погибших в Афганистане и Чеченской Республике.
Формирование, пропаганда здорового образа жизни, занятия физкультурой и спортом, профилактика асоциальных явлений в подростковой и молодежной среде - одно из главных направлений в воспитательной деятельности общеобразовательных учреждений. В школах работают спортивные секции и кружки, проводятся различные спортивные мероприятия. Этой работой охвачено большинство учащихся.
Большую роль в работе по физическому воспитанию учащихся и молодежи играет ФСК «Мечта». Комплекс посещается по графику, утвержденному главой администрации района. Все учащиеся школ и ДЮСШ занимаются в игровом зале на бесплатной основе. Дополнительные занятия в тренажерном, борцовском и теннисном залах посещаются по доступной цене. В основном комплекс посещают учащиеся Атратской, Алтышевской, Староайбесинской, Первомайской, Чуварлейской, Кувакинской средних, Алтышевской основной школ. К сожалению в последнее время (особенно летом) ФСК посещается очень редко. Почему-то совсем не бывают в комплексе воспитанники Атратского детского сада.
За прошедший учебный год для школьников и молодежи в районе проведено 25 различных спортивных мероприятий. Самые крупные из них: «Лыжня России –2013», закрытие зимнего спортивного сезона, волейбольные соревнования среди работников образования, V районные Олимпийские игры, посвященные Дню молодежи России и Дню Чувашской Республики, Спартакиада работников образования, соревнования Школьной Баскетбольной Лиги, Школьной волейбольной Лиги, соревнования по волейболу на призы Алатырского землячества и др. Участвовали наши школьники в 20 различных республиканских соревнованиях, где показали неплохие результаты.
Ученики, родители и учителя Первомайской средней школы постоянно проводят турслеты.
2 раза в год в районе проводится акции «Молодежь за здоровый образ жизни». С 1 по 30 ноября проходила акция «Спорт-альтернатива пагубным привычкам», в это время также проведено было много различных районных и школьных соревнований.
В целях духовно - нравственного воспитания детей в школы приглашаются представители духовенства.
В течение учебного года 2 раза проходили встречи заместителей директоров школ по воспитательной работе и старших вожатых с Иереем Олегом Востриковым – настоятелем храма Иверской иконы Божьей Матери.
Представители общеобразовательных учреждений принимали активное участие в работе межведомственного совета по взаимодействию с религиозными объединениями Алатырского района.
В районе проводится определенная работа по развитию волонтерского движения. 60 добровольцев из числа молодежи зарегистрированы на сайте, 45 человек имеют личные книжки волонтера. К сожалению, данная работа систематически проводится только в Алтышевской средней школе. В прошлом году работали над этим вопросом Первомайская, Кувакинская, Ахматовская, Староайбесинская средние школы.
Шефской, тимуровской работой охвачены почти все школьники. Во всех 16 школах района имеются добровольческие команды (300 человек) по работе с пожилыми, ветеранами. Они оказывают шефскую помощь ветеранам Великой Отечественной войны, одиноким, престарелым, многодетным семьям. Взято под шефство около 200 пенсионеров.
В 3 школах (Атратская, Староайбесинская, Сойгинская) созданы добровольческие команды экологической направленности.
Детское движение, его развитие является одной из актуальных задач, стоящих перед государством, поскольку именно в детских объединениях происходит приобретение опыта коллективной социально-значимой деятельности, и создаются условия для развития и самореализации детей. В 9-ти школах созданы и работают детские общественные организации.
1 июня, в Международный день защиты детей, на базе Староайбесинской школы был проведен районный фестиваль детских общественных организаций и объединений «Возьмемся за руки, друзья».
Проблемы: вопрос развития детского движения, создания детских общественных организаций и объединений постоянно стоял и стоит на контроле управления образования и молодежной политики, рассматривается на совещаниях заместителей директоров школ по воспитательной работе, заседаниях совета управления образования, но ситуация не меняется из года в год. Нет особого желания для дополнительной работы с организацией, уменьшается количество детей.
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - следующее направление деятельности управления образования. Всеми субъектами профилактики проводится большая кропотливая работа по профилактике асоциальных явлений, выявлению неблагополучных семей, детей группы риска. Работники ПДН, КДН, опеки и попечительства, центра диагностики и консультирования и днем, иногда и ночью выезжают в район по неблагополучным семьям. Проводятся единые дни профилактики, работают общественные воспитатели. Вместе с тем, район подвергся критике в докладе Министра образования ЧР за рост количества детей, оставшихся без опеки и попечительства, возросло в этом году количество несовершеннолетних, совершивших правонарушения и преступления, возросло и количество выявленных неблагополучных семей, поставленных на учет в КДН. Зачастую эти семьи приезжают в наши сёла из других городов и регионов.
Одним из направлений работы органов и учреждений образования является выявление и учёт детей, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам учебные занятия. Задача каждого образовательного учреждения обеспечить права всех граждан на получение среднего (полного) общего образования, сохранить контингент обучающихся до окончания ими образовательного учреждения.
Своевременное выявление причин «прогулов», терпеливая, настойчивая работа с «трудными детьми», умение найти к ним индивидуальный педагогический подход, не допускать их отторжения от школы, разрешить проблемы конфликтов с одноклассниками,- является большим вкладом в дело профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних и залогом эффективности правового воспитания учащихся.
В июне этого года на общественное обсуждение вынесен проект федерального государственного стандарта дошкольного образования. Это связано прежде всего с тем, что изменился социальный статус дошкольного детства. Оно по всем новым логикам становится важнейшим этапом государственного образования, не менее значимым, чем школьный этап.
Новый стандарт нацелен на то, чтобы у ребенка возникла мотивация к познанию и творчеству, он направлен на поддержку любых программ, способствующих формированию личности ребенка как носителя ценностных установок современного мира. Ключевая линия дошкольного детства – это приобщение к ценностям культуры, а не обучение его письму, счету и чтению. И это приобщение должно происходить через игру.
В последние годы в районе немало делается для улучшения качества дошкольного образования, укрепляется его база. При проведении проверки готовности детских садов, комиссией отмечена проведенная большая работа по ремонту Алтышевского, Октябрьского, Чуварлейского, Восходского, Стемасского, Кувакинского детских садов. В текущем году начнется строительство Чуварлейского детского сада.
В 2014 году планируется провести реконструкцию и открыть дошкольную группу в Сойгинской СОШ. Таким образом в районе будет решена проблема очередности в дошкольные учреждения. В текущем году принимались меры по повышению зарплаты педагогов дошкольного образования и она составила в среднем 13500 рублей.
Задачи, которые предстоит решать дошкольным работникам, следующие. В районе больше половины детей дошкольного возраста (568) не посещают детские сады, что сказывается на предшкольной подготовке детей. Образовательный уровень большинства педагогов не соответствует современным требованиям, лишь 23% педагогов имеют высшее образование.
Важная роль в новых стандартах отведена дополнительному образованию. В районе функционирует 3 образовательных учреждения дополнительного образования.
Педагогический коллектив МБОУ ДОД «ЦРТДЮ» в 2012-2013 учебном году насчитывал 36 педагогов – совместителей. 24 педагога имеют 1 и 2 квалификационную категорию и 4 – высшую квалификационную категорию. Педагоги дополнительного образования Центра оказывали помощь общеобразовательным учреждениям в подготовке различных мероприятий, семинаров, практикумов, конференций, досуговых мероприятий с использованием различных форм и современных технологий, являются организаторами многих районных мероприятий и активно принимают участие в мероприятиях республиканского значения.
Гордостью учреждения являются победители и лауреаты республиканских конкурсов, олимпиад, конференций, фестивалей. В 2012-2013 учебном году на базе общеобразовательных учреждений было открыто 37 объединений различной направленности, в которых занимались 596 ребят. Работа велась по следующим основным направлениям: художественное творчество, эколого-биологические, туристско-краеведческие, военно-спортивные и спортивные кружки.
2013 год объявлен Годом защиты окружающей среды. В рамках этого в течение учебного года проходило много различных мероприятий, кружковцы принимали самое активное участие во всех проводимых мероприятиях и добились хороших результатов как на муниципальном, так и на республиканском уровнях.
В течение учебного года школьники приняли участие в различных республиканских мероприятиях: творческом конкурсе «Красная книга глазами детей», в акциях «Посади дерево и сохрани его», «День воды», «Дни наблюдения птиц», которая проходила в рамках республиканской экологической программы «Экоразведка», а также в викторине ко Всемирному дню защиты животных «Животный мир Чувашии».
Ребята из Первомайской, Староайбесинской и Атратской средних школ принимали участие в заочном этапе VIII республиканской лесной олимпиады.
Активное участие кружковцы принимали в республиканском этапе Всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета 2013», который проходил под девизом «Сохраним и приумножим».
В рамках Международного дня леса, ребята из Староайбесинской школы приняли участие в республиканском конкурсе «Урок о лесе».
Семь школ района приняли активное участие в республиканском семинаре «Марш парков – 2013»: «Заповедной природе – надежную защиту». Команда Чуварлейской СОШ заняла 1 место в номинации самые звонкоголосые.
В течение учебного года ребята, занимающиеся в кружках краеведения, принимали активное участие в конкурсах и добились неплохих результатов.
В октябре – ноябре 2012 года прошла республиканская детская краеведческая экспедиция «Возродим утраченное». Кружковцы Иваньково-Ленинской СОШ в номинации «Народные знания жителей Поволжья» подготовили работу «Религиозные символы в орнаменте Марийской вышивки». Ребята Кувакинской школы приняли участие во Всероссийском конкурсе краеведческих работ «Отечество».
Кружковцы также участвовали в конкурсе исследовательских работ «Моя малая родина: природа, культура, этнос», а также в конкурсе исследовательских работ «Край в котором мы живем».
Проблемы ЦРТДЮ: резкое сокращение финансирования в 2013 году, отсутствие кружков технической направленности.
В 2012-2013 учебном году в ДЮСШ на отделениях баскетбола и лыжных гонок занимаются 435 детей или 28,1 % от общего числа учащихся. Спортшкола имеет филиалы в 12 школах. С детьми работают 2 штатных тренера и 15 тренеров – совместителей.
Дети и молодежь из села Атрать имеют возможность заниматься в залах комплекса ежедневно. Учащиеся школ, имеющих транспорт, выезжают на занятия в ФСК по графику, который постоянно нарушается. Возможно это происходит по причине того, что автобусы заправляются на деньги родителей. С учетом этого все школьники в ФСК занимаются бесплатно. Учащиеся других школ приезжают в ФСК для участия в районных соревнованиях.
В 2013году спортсмены ДЮСШ выступили в 22 республиканских соревнованиях и добились определенных успехов. Команды юношей и девушек в возрасте до 14 лет заняли 1 и 3 места в чемпионате Школьной баскетбольной лиги Чувашии. Команда юношей из Алтышевской и Атратской средних школ победила в 13-м Республиканском турнире по баскетболу памяти Героя Советского Союза Я.Г. Сульдина с участием команд из Казани, Чебоксар и Алатыря. Впервые за последние годы призером республиканских соревнований по лыжным гонкам стал ученик 11 класса Алтышевской средней школы, спортсмен I разряда Даниил Савин. На республиканских соревнованиях по лыжным гонкам 6 спортсменов выполнили норматив I разряда. В мае победителями Кубка Чувашской Республики по легкой атлетике в своих возрастных группах на дистанции 1000 м стали ученица 11 класса Алтышевской средней школы Ангелина Ефремова и ученица 8 класса Староайбесинской средней школы Мария Казанцева. Призерами республиканских соревнований по дзюдо становились учащиеся Кирской средней школы Елена Халахина и Анастасия Рубцова.
Помимо ежедневных занятий на спортивных объектах ДЮСШ ежегодно проводится более 30 районных и республиканских соревнований. Во время их проведения, как правило, задействованы все работники ДЮСШ.
Несмотря на некоторые положительные моменты, в работе по развитию детско-юношеского спорта имеется много проблем. Одна из главных проблем- это отсутствие в спортшколе квалифицированных штатных тренеров-преподавателей. Основная работа проводится учителями физкультуры, которые работают в качестве тренеров-совместителей. В последние годы много наших выпускников получили физкультурное образование в Чебоксарах и Канаше, но ни один из них не пришел работать в школы района и ДЮСШ. Не изменилась к лучшему ситуация в этом вопросе и после серьезного повышения заработной платы тренерам в 2013 году.
Другая важная проблема - это трудности с комплектованием учебных групп. Численность учащихся даже в самых крупных школах не позволяет штатному тренеру набрать 3-4 учебных группы, а это минимум 45-60 учащихся. Еще сложнее найти такое же количество желающих заниматься спортом. По этой причине число занимающихся у штатного тренера, как правило, не соответствует списочному составу. В тоже время Главой Чувашской Республики поставлена конкретная задача по привлечению в ближайшие годы к занятиям в ДЮСШ до 50% учащихся.
Есть и другие проблемы, влияющие на развитие детско-юношеского спорта. Это отсутствие денежных средств для выезда на республиканские соревнования, на приобретение качественного лыжного и другого инвентаря. По-прежнему актуальной и трудноразрешимой остается проблема доставки учащихся школ района на занятия в ФСК
На базе Октябрьского СДК МБУК «Октябрьский информационно-культурный центр» Алатырского района работает муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Алтышевская детская музыкальная школа», которая является учреждением начального профессионального образования. Обучение проводится по четырём образовательным программам: «Баян», «Аккордеон», «Фортепиано», «Гитара».
Согласно лицензии Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики от 29 мая 2013 года № 1207, с сентября 2013 года образовательная деятельность МБОУ ДОД «Алтышевская детская музыкальная школа» будет осуществляться и по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе «Народные инструменты» со сроком обучения 5 лет и 8 лет.
В 2012-2013 учебном году в школе занимались 75 учащихся из 6 населеных пунктов: поселка и села Алтышево, Кири, Чуварлей, Стемасс, Атрати. Фактический процент охвата детского населения работой музыкальной школы составляет 10,1%. Музыкальная школа взаимодействует с организациями, общеобразовательными учреждениями, сельскими Домами культуры. Учащиеся музыкальной школы принимают активное участие в районных смотрах-конкурсах. Учащийся 4 класса Синьков Евгений (класс преподавания Аввакумовой Е.П.) представлен на соискание именной стипендии Главы Чувашской Республики за отличные успехи в учебе, творческую устремленность, высокие достижения в конкурсах юных исполнителей на народных инструментах.
В учреждении работают 7 преподавателей, которые имеют среднее и высшее профессиональное образование. Коллектив отличается высокой профессиональной, творческой активностью и стабильностью.
Достижениями детей и преподавателей школы являются результаты в городских, зональных, республиканских межрегиональных конкурсах-фестивалях.
За три последних года заметно укрепилась учебно-материальная база школы: приобретены 2 гитары, телевизор, DVD, заменено отопление, установлено энергосберегающее освещение, фойе переоборудовано в 2 класса для индивидуальных занятий, регулярно ремонтируются и настраиваются музыкальные инструменты, в августе произведен косметический ремонт. Но по-прежнему стоит проблема с приобретением новых музыкальных инструментов – баянов, аккордеонов, обновлением учебно-методической литературы, мебели.
Уважаемые коллеги! Несмотря на некоторые проблемы, изложенные выше, всё же педагогический коллектив района делает большую работу по переходу наших школ на новые федеральные государственные стандарты. Создается неплохая учебная, воспитательная база, имеется дополнительное образование. В 2013 году проведена большая работа по повышению квалификации, переподготовке педагогов. На сегодня более 90% педагогов имеют категории, 67% повысили квалификацию, 15 руководителей получили второе высшее образование в сфере управления. Я считаю, что в новом учебном году мы готовы значительно улучшить наши показатели в учебной и воспитательной работе, чего искренне вам желаю.