Ольга ВАСИЛЬЕВА: «Школе на селе быть»

В ЧЕБОКСАРАХ УЧИТЕЛЯ ИЗ РЕГИОНОВ ОБСУДИЛИ УСЛОВИЯ РАБОТЫ И ЖИЗНИ

Для участников одной из секций III Всероссийского съезда учителей сельских школ обсуждение условий работы педагогов из глубинки началось с небольшой экскурсии по чебоксарской школе № 59. Сельским учителям из нескольких регионов показали кабинет надомного обучения, рассказали о школьном кафе «Яблоневый сад», познакомили с возможностями интерактивного стола — новой формы работы на уроке. И даже такая простая, но в то же время гениальная идея, как всевозможные формулы и строчки из таблицы умножения, нанесенные на лестничные ступеньки, показалась гостям настолько удивительной, что некоторые поспешили сфотографироваться прямо на лестнице, а учитель физкультуры из деревни Райсеменовское Серпуховского района Московской области Сергей Ионов пообещал сделать такое же и в своей школе.
Поговорить о насущном собрались учителя и директора сельских школ из 17 российских регионов. Несмотря на разницу и в географическом расположении, и в уровне жизни, проблемы, как выяснилось, у педагогов на селе одинаковые. И главные из них – это нехватка молодых кадров, проблемы с жильем, инфраструктурой, невысокая заработная плата и не всегда просматривающиеся перспективы развития.
В Липецкой области, например, одной из форм привлечения молодых педагогов на село является предоставление субсидии на покупку жилья. «У молодого специалиста, только что окончившего вуз, не будут гореть глаза, если он обременен материальными проблемами», – отметил учитель биологии и природоведения из села Баловнево Алексей Овчинников, обладатель звания «Учитель года России-2011». Говоря о том, как стимулировать сельского учителя, педагог высказал мнение, что стремление к росту, мотивация должны исходить от самого человека, иначе никакими «золотыми горами» его в село не заманишь.

КСТАТИ
Не могли обойти в своем разговоре учителя и тему заработной платы. По мнению педагогов из Республики Саха (Якутия), необходимо установить минимальный базовый оклад по всей стране, к которому каждый субъект мог доплачивать региональный коэффициент. «Сейчас подходы к оплате труда учителя в разных регионах сильно разнятся, – отметили на дискуссионной площадке. – Эта разница ведет к миграции педагогов, которые уезжают в такую же сельскую школу, но уже в другом регионе».

Сам Алексей, например, работает в обычной малокомплектной школе, в которой обучается всего 50 детей. «В непогоду я надеваю резиновые сапоги и иду на урок, – говорит учитель. – При этом я дистанционно учусь в аспирантуре, регулярно провожу занятия по скайпу, участвую во всевозможных конференциях, вебинарах, постоянно вывожу детей на экскурсии и в экспедиции, а сегодня еще и выступаю с высокой трибуны». И таких педагогов, считает липецкий учитель, много.
В Алтайском крае в вопросе привлечения выпускников педвузов ставку делают на наставничество. Здесь за каждым молодым специалистом закрепляют опытного наставника. «Молодой учитель должен быть уверен, что он нужен. Это очень мотивирует», – считает директор одной из алтайских школ. Представители из Хакасии рассказали, что в республике большой отклик нашел проект «Учительский дом», когда рядом со школой строят многоквартирный дом для учителей. На съезде педагоги высказали мнение, что подобные проекты должны реализовываться во всех регионах страны.
Разговор об особом статусе сельских школ в социокультурной жизни села продолжился в Чувашском государственном драматическом театре имени К.В. Иванова уже с участием федерального министра Ольги Васильевой, где модераторы дискуссионных площадок рассказали о результатах работы и передали министру свои предложения и наработки. Так, модератор одной из площадок Владислав Волков, директор Аликовской школы, лауреат конкурса «Учитель года России-2000», глава Аликовского района, в числе главных проблем современной сельской школы назвал то, что она по большей части дает знания ради самих знаний, а не для жизни на селе. «Задача сельской школы – не только научить ребенка, но и показать возможности реализации на селе, а для этого школа должна держать связь с фермерами», – внес свое предложение участник.
– Школе на селе быть, – резюме Ольги Васильевой было кратким и понятным. – Все предложения, высказанные на съезде, абсолютно конструктивны. Будем работать.

Анжела КАМБУЛОВА, директор школы поселка Мичуринский Пензенской области:
– Сегодня привлечь педагогов-мужчин в сельскую школу – довольно сложная задача. Но нам удалось ее решить. Из 18 учителей в нашей школе шестеро – мужчины. Нам даже завидуют другие школы. Все дело в том, что пять лет назад мы пошли по пути создания на базе школы кадетских классов казачьей направленности, наставниками которых стали офицеры.