Ольга Васильева раскрыла подробности проекта "Образование". "Российская газета"

В ближайшие недели Совет при президенте по стратегическому развитию и национальным проектам рассмотрит один из самых масштабных нацпроектов - "Образование", рассчитанный на шесть лет. Какие новые должности станут доступны учителям? Когда во всех регионах появятся центры для талантливых детей? Кто будет учиться в школах нового типа? Об этом на встрече с педагогами Хакасии рассказала министр просвещения Ольга Васильева.

"13 августа национальный проект будет представлен и рассмотрен Правительством. В него войдут девять крупных федеральных проектов, - рассказала она. -  Нацпроект сыграет системообразующую роль, и регионы должны будут привести в соответствие с ним свои отраслевые программы развития образования".

Из чего будет состоять нацпроект? Первое и важнейшее направление - федеральный проект "Современная школа". Он включает и обновление материально-технической базы, и строительство новых школ, полную ликвидацию третьей смены, создание на селе сети из 25 пилотных школ нового типа. Плюс - внедрение новых методов обучения и обновление содержания образовательных программ (проект обновленных стартов для средней школы может быть принят уже в этом году - прим. ред.). Например, серьезно обновится предмет "Технология": уроки по нему будут проходить, в том числе, в детских технопарках. Цель поставлена - Россия должна войти в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Пока же, как показывает международное исследование PISA, мы находимся на 34-36 месте.

Второй федеральный проект - "Успех каждого ребенка". Это, в первую очередь, дополнительное образование, профориентация и поддержка талантливых детей. Планируется, что детские технопарки "Кванториум" появятся в каждом регионе. Кроме того, в каждом субъекте РФ к 2024 году будет созданы центры выявления, поддержки и развития талантов. Они будут учитывать опыт образовательного фонда "Талант и успех" - сочинского "Сириуса". Плюс - будет создано не менее 100 центров развития современных компетенций детей на базе университетов.

"С сентября этого года мы запускаем большой профориентационный проект "Билет в будущее", рассчитанный на школьников 6-11 классов, уже запущена "Проектория", - рассказала Ольга Васильева. - Поддержка ранней профориентации должна идти регионам через субсидии. Это большие деньги, также, как и "Кванториумы" - около миллиарда рублей в год".

Третий проект - "Современные родители". Будет создан единый федеральный портал для мам и пап, где они смогут получить консультацию, связаться с педагогами, получить психологическую помощь. К 2024 году во всех регионах начнут работу центры скорой психолого-педагогической помощи родителям: на это некоммерческим организациям также будут выделяться субсидии. Пока, по словам Ольги Васильевой, в России работает около ста таких мини-центров.

Четвертый -  "Цифровая образовательная среда". Его первая часть - техническая: школам нужен высокоскоростной интернет, электронные журналы, дневники, бухгалтерия, системы прохода и питания по электронным карточкам... Вторая часть - Российская электронная школа, которая станет мощным помощником учителю: виртуальные библиотеки, музеи, онлайн-курсы, 3D-лаборатории...Кроме того, в России впервые будет создан Центр цифровой трансформации образования, в котором будет идти аналитическая, организационная и экспертная работа в этой области.

Пятый - Федеральный проект "Учитель будущего".

"Это во многом ключевой проект: не менее пловины учителей должны пройти переподготовку. При этом национальная система учительского роста предполагает и новую систему карьерного роста. То есть, не учитель-директор-завуч, а горизонтальную. Появятся новые должности педагогических работников, отражающие их профессиональные успехи", - рассказала Ольга Васильева.

В профессиональном сообществе, например, уже обсуждались такие варианты, как учитель-мастер, учитель-наставник... При этом уже существующую систему повышения квалификации учителей никто "ломать" не собирается: ее приведут к "общему знаменателю", чтобы она работала на нацпроекты.

Шестой - федеральный проект "Молодые профессионалы" направлен на модернизацию профобразования. В его рамках пройдет мировой чемпионат по профессиональному мастерству по стандартам Worldskills в 2019 году в Казани. Также к 31 декабря 2024 года будет создана сеть из 100 межрегиональных центров опережающей профессиональной подготовки и 5000 мастерских, оснащенных современной материально-технической базой.

Зачем это нужно? В первую очередь для того, чтобы поднять престиж рабочих профессий, чтобы выпускник колледжей и техникумов могли работать на самых продвинутых производствах.

Седьмой проект - "Новые возможности для каждого" позволит непрерывно учиться абсолютно всем, даже уже работающим людям. Для этого будет создана единая платформа-навигатор по доступным курсам и программам, в том числе онлайн-курсам. К 2024 году число пользователей платформы достигнет 1,2 млн. человек. За этот проект отвечает Министерство науки и высшего образования.

А вот за восьмой проект - "Социальная активность" - ответственна Росмолодежь. Будет сформирована сеть центров поддержки добровольчества, лучшие волонтерские проекты смогут ежегодно участвовать в конкурсе на получение грантов.

Девятый - "Повышение конкурентоспособности российского высшего образования". В нем уже известные проекты: "Вузы как центры пространства создания инноваций", "Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации", "Экспорт российского образования". Это тоже зона отвественности миннауки и высшего образования.

Кстати 

Как ранее заявляла вице-премьер Татьяна Голикова, на проект "Образование" из федерального бюджета будет направленопорядка 674 миллиардов рублей. 

Как будут распределяться деньги? По словам министра Васильевой, большой национальный проект "Образование" "пойдет" в каждый субъект единой субсидией. И регион уже будет использовать ее для реализации всех девяти перечисленных федеральных проектов. Конкретные формы участия в проекте будет оговариваться с каждым регионом отдельно